Самые информативные и точные способы диагностики в ортодонтии

Диагностика

Диагностика в ортодонтии – это совокупность мероприятий, направленных на получение информации о проблеме конкретного пациента, с целью ее дальнейшего анализа и осмысления, для выбора адекватных мер по решению (устранению) данной проблемы.

Ведь если не знать, куда и зачем идешь (буквально, что лечишь, какую цель преследуешь), запросто можно заблудиться.

И в этой связи, значение диагностики в планировании и осуществлении успешного ортодонтического лечения трудно переоценить.

Ведь ортодонтическая диагностика и призвана выявить те, четкие ориентиры, на которые должен опираться врач, при составлении плана лечения. И в первую очередь – причину проблемы с прикусом (аномалии).

Грамотная диагностика должна быть выстроена по принципу воронки. Когда на первых этапах обследования решаются общие вопросы, а на последующих этапах эти вопросы все более и более конкретизируются (сужаются, уточняются).

Тем самым достигается наибольшая «прицельность» в выявлении (а значит и в дальнейшем устранении) причины зубо-челюстной аномалии в каждом конкретном случае.

Тем самым достигается наибольшая «прицельность» в выявлении (а значит и в дальнейшем устранении) причины зубо-челюстной аномалии в каждом конкретном случае.

Телерентгенография

Является самым показательным и информационным методом исследования. Представляет собой рентгенологический снимок профиля пациента, который отображает скелет, его структуру и контуры мягких тканей.

Процедура проводится с помощью рентген оборудования, подведенного на расстояние не более 1,5 м до головы. При этом рентгеновская пленка должна быть прижата максимально плотно.

Для точного проектирования рекомендуется наносить на пленку ориентировочные линии плоскостей.

По данным телерентгенографии судят о соотношении оснований верхней и нижней челюсти. Также исследование позволяет выявить наклоны зубов по отношению к основанию черепа и общему ряду.


Остальные способы ортодонтической диагностики в настоящее время применяются в качестве дополнительных, при очень сложных и комбинированных аномалиях.

Функциональная диагностика

Для уточнения диагноза и правильности постановки диагноза стоматологи достаточно часто используют:

  • мастикациографию (оценку состояния прикуса);
  • графический учет (определение уровня активности мышц расположенных в области нижнечелюстного сустава в момент пережевывания пищи);
  • электромиографию (определение количества сокращений мышц рта за определенный промежуток времени).

Несмотря на разнообразие методик и аппаратов для диагностирования ортодонтических заболеваний и определения стадии патологии наиболее эффективными и распространенными среди врачей и пациентов считается рентгенография и ортопантограмма.

ТРГ в боковой проекции

Это “фотография” головы в рентгеновских лучах в профиль.

Это второй обязательный снимок для ортодонта. Ни один грамотный врач не позволит себе обойтись без него. Разве что для лечения маленького ребенка. Зачем он нужен? Для проведения целого ряда расчетов – измеряются расстояния, углы, по формулам высчитываются параметры, которые и определяют план дальнейшего лечения. Вдаваться в подробности расчетов я, конечно, не буду, потому как цель статьи – доступно донести до пациента необходимость прохождения ортодонтической диагностики, а не научить самостоятельно ставить себе ортодонтические диагнозы;).

Позволю себе только лишь небольшой ликбез … Не каждую патологию прикуса ортодонт может вылечить в одиночку. Есть пациенты, нуждающиеся в ортогнатической хирургии. Что это значит? Это значит, что у врача-ортодонта есть предел возможностей. А боковая ТРГ дает ему шанс понять, где находится патология – в кругу его возможностей или за его пределами… Представьте себе, что верхняя челюсть в черепе расположена слишком кпереди, а нижняя кзади.

В таком случае врач-ортодонт должен задвинуть верхние зубы назад, а нижние выдвинуть вперед, но он сможет это сделать лишь на некоторое расстояние, которое всегда ограничено размерами челюстей. На этапе диагностики важно вычислить, какое расстояние необходимо преодолеть зубам. В расчете ТРГ есть определенные показатели, которые четко ограничивают врача в решении такой проблемы. Если величина N больше стандартного значения, то СТОП. Без хирургии здесь не обойтись, нужно корректировать положение челюстей на скелетном уровне. Значит, без хирургии хорошего лечения и не ждите. Об этом врач должен предупредить пациента еще до начала лечения.

Для многих врачей этот снимок уже стал обязательным при «знакомстве» с пациентом, он необходим и для терапевта, и для хирурга, и для ортодонта . Панорамный снимок врачу дает много информации о состоянии корней зубов, о наличии зубов мудрости, ретинированных зубов, об отсутствии зубов, о наличии сверхкомплектных зубов, о состоянии костной ткани. Учитывая данные ОПТГ, врач может составить грамотный план лечения.

7. Метод электроодонтометрии

Данный способ применяется с целью определения жизнеспособности пульпы – нервно-сосудистого пучка, расположенного внутри пульпарной камеры в зубе. В основе методики лежит способность нервных окончаний реагировать на электрический ток разной мощности.

При здоровой полнофункциональной пульпе нерв в зубе начинает реагировать на силу тока в 2-4 мкА. Если имеют место воспалительные процессы в канале, пациент начинает испытывать боль при силе тока в 20-40 мкА, а если повреждена прикорневая область – при 60 мкА. Если же зуб никак не реагирует на показатель свыше 100 мкА, пульпа мертва 1 . На основе сделанных выводов врач сможет предложить уместное лечение.

Данный способ применяется с целью определения жизнеспособности пульпы

При здоровой полнофункциональной пульпе нерв в зубе начинает реагировать на силу тока в 2-4 мкА. Если имеют место воспалительные процессы в канале, пациент начинает испытывать боль при силе тока в 20-40 мкА, а если повреждена прикорневая область – при 60 мкА. Если же зуб никак не реагирует на показатель свыше 100 мкА, пульпа мертва 1 . На основе сделанных выводов врач сможет предложить уместное лечение.

Применение моделей

На этапе предварительного обследования в целях точной диагностики применяются модели. Для этого изготовляются слепки из гипса или других пластичных материалов. Они повторяют заданную форму, и сохраняют ее.

Также с этой целью применяют слепочные ложки из пластмассы или металла. Методика используется для выявления диагностических изменений при планировании установки будущих ортопедических конструкций.

К ним предъявляются следующие требования:

  • четкое (без искажений) отображение альвеолярных отростков и альвеолярного гребня (в случае полной утраты зубов);
  • оценка состояния зубного ряда, верхней челюсти и неба;
  • передавать состояние мягких тканей ротовой полости (уздечка языка, губы, тяжи и складки внутренней поверхности щек).

Использование моделей позволяет установить, насколько правильно сформирован зубной ряд, а также уточнить диагноз и вид аномального прикуса.

Благодаря тому, что диагностические модели отражают состояние ротовой полости, их применяют как перед лечебным процессом, так и после него.


Заходите сюда, если интересуют причины смещения средней линии зубов.

Модель-маска

Модель-маска является предшественницей гнатостата. Ее предложил голландец Van Loon в начале прошлого века. Суть метода состоит в том, что модели челюстей устанавливаются в прозрачном кубе, имитирующем черепную коробку.

Ориентация моделей осуществлялась в двух плоскостях. Практического применения эта технология не получила из-за своей громоздкости и сложности.


Фотографирование проводится в нескольких стандартных приложениях:

Вопросы по ортодонтии

У многих пациентов возникают разные вопросы по ортодонтии. Рассмотрим самые популярные.

Самые популярные методы диагностики в ортодонтии – дентальная рентгенография и ортопантограмма, позволяющие выявлять различные отклонения зубочелюстного аппарата. В сложных случаях применяются дополнительные методы исследования, направленные на уточнение выявленных патологий.

Ортодонтия

  • Детская
    стоматология
    • Молочный кариес
    • Неправильный прикус
    • Чем чревата травма
      молочных зубов?
    • Прорезаются зубки –
      что делать?
    • Травма переднего зуба у ребенка
    • Брекеты для детей
    • Герметизация фиссур зубов
    • Гигиена в раннем возрасте
    • Мотивация чистки зубов
    • Первый визит к стоматологу
  • Лечение десен
  • Удаление зубов
    • Удаление зуба мудрости
    • удаление зуба
    • Примеры из практики
  • лечение зубов
    • Лечение зубов
    • ГИПОПЛАЗИЯ, ГИПЕРПЛАЗИЯ, ФЛЮОРОЗ, СТИРАЕМОСТЬ ЗУБОВ, КЛИНОВИДНЫЙ ДЕФЕКТ, ТРАВМА ЗУБОВ
    • Лечение пульпита
    • Лечение зубов под микроскопом
    • Лечение кариеса и пломбирование зуба
    • Апикальный периодонтит. Стоимость лечения периодонтита
    • Абсцесс зуба
    • Киста зуба
  • Ортопедия
  • имплантация
    • ALL-ON-4®.
      Все о протезировании зубов на 4х имплантатах
    • Имплантат с пожизненной гарантией. Nobelbiocare
    • Костная пластика.
      Синус-лифтинг
    • Установка зубного имплантата.
      это нужно знать всем.
    • Имплантация одного зуба. Пример их практики
    • ALL-ON-4®. Пример из практики
  • виниры
    • Виниры
    • Материалы и технология
    • Показания к применению/
      Достоинства и недостатки
  • протезирование
    • Протезирование зубов
    • Съемное протезирование зубов
    • Безметалловые зубные коронки
    • Керамические зубные коронки
    • Металлокерамические зубные коронки
    • Пластмассовые зубные коронки
    • Протезирование зубов на имплантах
    • Циркониевая зубная коронка
    • Пример протезирования зубов
    • Классификация
    • Несъёмное протезирование
    • Пример съёмного протезирования
    • Условно-съёмное
      протезирование
    • Протезирование
      одного зуба
    • Подготовка зубов
      к протезированию
    • Пример протезирования зубов на имплантах
    • Типы зубных протезов
  • ортодонтия
    • Жизнь с брекетами
    • самые часто задаваемые
      вопросы к ортодонту
    • Детский ортодонт
    • Ортодонтия для взрослых
    • Типы брекетов
    • Чем и как чистить
      зубы с брекетами
    • Ваше ортодонтическое
      лечение завершено
    • Методы диагностики
    • УСТАНОВИТЬ БРЕКЕТЫ
    • Методы лечения
    • Виды перемещения и силы,
      применяемые в ортодонтии
    • Гиперплазия нижней челюсти
    • Мандибулярный прогнатизм
    • Окклюзия
    • Обзор стоимости и
      времени лечения
  • лечение кариеса
    и реставрация зуба
    • Пример лечения кариеса жевательного зуба
    • Какие цели достигаются
    • примеры работ
  • Проф.гигиена
    ZOOM4
Читайте также:  Семь достоинств эндодонтически стабилизированных имплантатов

Мы занимаемся исправлением нарушения, возникающего в процессе формирования жевательно-речевого аппарата, корректируя не только аномалии развития, например, генетически обусловленные дефекты и деформациями, возникшими в результате потери зубов, возрастных изменений и заболеваний пародонта, но так-же повреждениями, возникшими в результате травмы или болезни.

Мы занимаемся исправлением нарушения, возникающего в процессе формирования жевательно-речевого аппарата, корректируя не только аномалии развития, например, генетически обусловленные дефекты и деформациями, возникшими в результате потери зубов, возрастных изменений и заболеваний пародонта, но так-же повреждениями, возникшими в результате травмы или болезни.

Клинический метод исследования в ортодонтии.

Содержание занятия.

Клинический метод исследования в ортодонтии.

Клиническое исследование пациентов с зубочелюстными аномалиями является основным методом в определении ортодонтического диагноза и состоит из субьективного и обьективного исследований.

Субьективное исследование это:

– выяснение паспортных данных пациента;

– данные анамнеза жизни;

– данные анамнеза заболевания.

Проводится путем опроса пациента и его родителей.

Опрос пациента в ортодонтии имеет свои особенности: врач ортодонт, должен быть психологом, так как контакт с ребенком и его родителями будет длится на протяжении нескольких лет, необходимо помнить о тоне и манере разговора. Разговаривать необходимо вежливо и задавать вопросы корректно, не прерывать собеседника, но направлять собеседование в нужном направлении. Во время беседы необходимо следить за мимикой пациента, чтобы определить степень умственного развития, оценивая способность пациента вести собеседование, отвечать на вопросы.

Паспортная часть истории болезни – отображает фамилию, имя и отчество пациента, его пол, возраст, сведения о месте воспитания или обучения, адрес.

Необходимо зарегистрировать сведения о родителях ребенка или опекунах (фамилия, имя, отчество, место работы, средства связи с родителями и ребенком.) Небходимо также указать фамилию детского стоматолога, педиатра или других специалистов у которых наблюдается пациент.

Пол пациента имеет важное значение в планировании ортодонтического лечения, так как в биологическом развитии девочки опережают мальчиков.

Различают паспортный, биологический, зубной и костный возраст.

Паспортный (хронологический, или календарный) возраст- это период с момента рождения до какого-нибудь определенного момента жизни.

Биологический или анатомо-физиологический возраст определяет совокупность обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и припособительных возможностей организма и является обязательной функцией времени, но в отличие от паспортного – характеризуется менее четкими интервалами времени, на протяжении которого происходят необратимые возрастные биологические сдвиги в организме.

Биологический возраст может отвечать хронологическому или паспортному, опережать его или отставать от него.

Оценка соответствия паспортного и зубного возраста ребенка в ортодонтии.

Оценка уровня возрастного развития по – зубному возрасту – проводится во время 1-го периода смены зубов по формуле: – 4n – 20 –

– где n – возраст пациента в годах, 20 – количество зубов.

Оценка уровня возрастного развития по «зубному возрасту»

Возраст в годахПолКоличество постоянных зубов
замедленное развитиенормальное развитиеУскоренное развитие
5,5 летмальчики0 – 3больше – 3
девочки0 – 4больше – 4
6 летмальчики1 – 5больше – 5
девочки1 – 6больше – 6
6,5 летмальчики0 – 23 – 8больше – 8
девочки0 – 23 – 9больше – 9
7 летмальчикименьше 55- 10больше – 10
девочкименьше 66 -11больше – 11
7,5 летмальчикименьше 88 – 12больше – 12
девочкименьше 88 – 13больше – 13

Если количество прорезавшихся постоянны зубов отвечает возрасту, то развитие считается нормальным, если количество постоянных зубов – меньше необходимого – замедленное развитие, при большем количестве постоянных зубов – развитие ребенка считают – ускоренным.

Костный возраст – возраст человека, определяемый по состоянию костной системы. Для определения костного возраста чаще пользуются рентгенограммой кисти руки.

Адрес и место жительства – дает возможность врачу ортодонту определить медико-географические особенности местности, в которой проживает пациент, и их влияние на развитие организма ребенка в целом и на развитие зубочелюстно-лицевой области в частности(содержание микроэлементов в питьевой воде; экологические факторы загрязнения окружающей среды и др.)

Методика собирания жалоб пациента – может быть разной. Можно задавать вопросы, но лучше предоставить возможность пациенту или его родителям рассказать о том, что их беспокоит в данный момент.

Жалобы ортодонтических пациентов чаще всего связаны с эстетическими недостатками лица и зубочелюстной системы, реже с нарушением функций – речи, жевания, глотания, дыхания, смыкания губ; болью и хрустом во время открывания рта при нарушениях в височно-нижнечелюстных суставах.

Определяя анамнез жизни ребенка, обращают внимание на следующее:

– возраст родителей на момент рождения ребенка;

– от какой беременности родился ребенок; если беременность не первая, то как протекали и чем закончились предыдущие;

– течение беременности (токсикозы, их характер, в какой период беременности они наблюдались; гормональные нарушения; нарушения обмена веществ; попытки прерывания беременности; характер питания и режима беременной женщины; наличие профессиональных вредностей, фармакологических, радиационных и других факторов во время беременности, которые могли привести к врожденным порокам развития и инвалидности;)

– отклонения в положении плода;

– течении родов(доношенность, родовспоможение, наложение щипцов, кесарево сечение)

– характер вскармливания ребенка (грудное, искусственное, смешанное);

– применение соски – форма и размер соски, размеры отверстия, продолжительность использования;

– сроки прорезывания временных и постоянных зубов;

– заболевания зубов и полости рта;

– преждевременная потеря зубов – в каком возрасте.

– перенесенные заболевания – инфекционные – рахит, гипертермические состояния, в каком возрасте наблюдались, сколько раз повторялись;

– травмы, в каком возрасте и какой их характер;

– положение ребенка во время сна;

– характер дыхания днем и во время сна (ребенок дышит носом или через рот; спит с закрытым или открытым ртом;)

– – заболевания верхних дыхательных путей;

– оперативные вмешательства – адено- и тонзилотомия ли эктомия, стоматологические операции, как они отразились на развитии зубо-челюстнолицевой области;

– нарушение опорно-двигательного аппарата – нарушения телосложения, осанки, переломы челюстных и лицевых костей, в каком возрасте; проведенное лечение;

– общие заболевания- сердечно-сосудистой, легочной, эндокринной, нервной системы, заболевания желудочно-кишечного тракта, почек и т.д.

– состояние здоровья на момент обследования;

– гигиенический уход за полостью рта;

– экологические условия в месте жительства.

Анамнез – история развития – заболевания позволяет определить начало заболевания – формирование зубо – челюстной аномалии, что предшествовало началу заболевания, продолжительность и динамика заболевания; примененные ранее методы лечения и их эффективность; возможность унаследованной передачи отдельных признаков строения лица, челюстей, прикуса, формирования зубных дуг.

Осмотр – основной прием обследования ортодонтического пациента- состоит из:

– общего осмотра, определения телосложения и осанки, особенностей строения лица;

– осмотра полости рта.

Общий осмотр.

Во время проведения общего осмотра определяют соматическое и психическое развитие пациента, их соответствие возрасту; Обращают внимание на рост и массу тела, конституцию пациента.

Пациента осматривают в фас, профиль, со спины и определяют:

– положение головы, плеч, лопаток, ног (искривление голеней, ступней);

– форму грудной клетки, живота, спины – искривление позвоночника;

Особое внимание уделяют уровню физического развития пациента и его телосложению. В зависимости от степени выраженности изгибов позвоночника – различают следующие виды осанки- нормальную, или выпрямленную, сутулую, лордическую, кифотическую, и сколиотическую.

Эти сведения, кроме общей характеристики роста и формирования скелета, позволяют определить патогенетическую связь с ослаблением опорно-двигательного аппарата и нарушениями телосложения.

При осмотре головы необходимо:

– определить ее пропорциональность размерам тела;

– пропорциональность лицевого и мозгового отделов;

Форма лица.

Форма лица может напоминать форму круга, квадрата, ромба, усеченного конуса, овала, треугольника, шестигранника.

Читайте также:  Болит зуб от холодного

Лицо может быть – узким, широким и средней ширины; укороченным, средней длины, удлиненным.

Форма профиля лица может быть выпуклой, прямой, уплощенной, вогнутой.

Особенности формы и строения лица имеют важное значение в определении эстетического прогноза ортодонтического лечения.

Индивидуальные, врожденные особенности строения и формы лица подчеркивают или уменьшают нарушения, обусловленные наличием зубочелюстной аномалии.

Кроме общей характеристики формы лица и головы, описывают их составляющие.

Лицо делится на несколько топографических областей – лобную, область глазницы, область носа, подглазничную область, область рта, подбородочную область, щечную область, околоушно-жевательную область, скуловую, височную.

Осмотр уздечек губ.

После осмотра преддверия полости рта переходят к осмотру уздечек губ и щечных тяжей с целью определения аномалий их расположения.(высокое прикрепление, низкое, нормальное), формы и их размеров.

Нормально развитая уздечка губы представляет собой тонкую, треугольной формы складку слизистой оболочки, с широким основанием на губе, которое заканчивается по средней линии альвеолярного отростка, приблизительно на расстоянии 5 мм от десневого края.

Аномалии уздечек характеризуют по месту прикрепления, форме, размерам.

Аномалии положения, формы, размеров уздечек могут быть причиной образ3у98нц8698ования диастемы, развития заболеваний пародонта.

Варианты строения уздечки верхней губы по Л.Ф.Корчак 1990 г.

ПризнакВариант
IIIIIIIV
Место прикрепления на альвеолярном отросткеУ основания межзубного сосочка или выше его.Между основанием и верхушкой межзубного сосочкаНа верхушке межзубного сосочкаНа верхушке межзубного сосочка или на резцовом сосочке.
Плотность уздечкиМягкая, легко растягивающаяся складка слизистой оболочки в виде прозрачной пленки.Мягкая, легко растягивающаяся складка слизистой оболочкиПлотный, плохо растягивающийся тонкий тяжПлотный, массивный, плохо растягивающийся тонкий тяж
Характер гребняУзкий, одинаковой толщины, не укороченный(не ограничивает отведение губы)Узкий, одинаковой толщины, укороченный ( ограничивает отведение губы)Широкий с расширением в месте прикрепления на альвеолярном отростке до 2-х мм, укороченный (ограничивает отведение губы)Широкий , расширенный в месте прикрепления на альвеолярном отростке до 2-х мм, укороченный (ограничивает отведение губы)
Выраженность уздечкиВыражены , слабо, параллельны гребню.Выражены слабо, почти параллельны гребню.Выраженные, угол между скатами в месте прикрепления уздечки на альвеолярном отростке до 30°Выраженные, угол между скатами в месте прикрепления уздечки на альвеолярном отростке более 30°

Осмотр языка.

Большое значение имеет осмотр языка, так как его размеры, форма, положение и подвижность оказывают непосредственное влияние на развитие прикуса и формирование зубочелюстных аномалий.

Наличие отпечатков зубов на боковых поверхностях языка или на фронтальном участке свидетельствует о недостаточном пространстве для языка или об увеличении его размеров (уменьшение обьема полости рта наблюдается при дистальном положении нижней челюсти).

Укороченная уздечка языка, прикрепленная близко к его кончику, может быть причиной ряда функциональных и морфологических нарушений в зубочелюстной системе. Ограничение подвижности языка затрудняет сосание у новорожденного ребенка, способствует формированию инфантильного глотания, неправильному произношению отдельных звуков.

У таких детей формируется открытый прикус, макрогнатия нижней челюсти.

Ф.Я.Хорошилкина (1972) выделяет 5 видов уздечек языка, которые ограничивают его движения.

К первому виду относят тонкие, почти прозрачные уздечки, нормально прикрепленные, но ограничивающие подвижность языка в связи с незначительной длиной.

Ко второму виду принадлежат также тонкие, полупрозрачные уздечки, которые прикрепляются близко к кончику языка и имеют незначительную длину. При поднятии языка на его кончике в центре образуется желобок.

Уздечки третьего вида – представляют собой – плотный, короткий тяж, прикрепленный близко к кончику языка. При выдвижении языка, кончик подворачивается, а спинка выбухает в результате натяжения. Облизывание верхней губы затруднено, а иногда невозможно. При пальпации такой уздечки можно определить, что ограничение подвижности языка обусловлено фиксацией его кончика соединительнотканным тяжем. Под тяжем, имеющим вид шнура, расположена тонкая дупликатура слизистой оболочки.

К четвертому виду относят уздечки, тяж которых хотя и выделяется, но сращен с мышцами языка. Такие уздечки часто наблюдаются у детей с врожденной расщелиной губы и неба.

Уздечки 5-го вида – отличаются тем, что тяж малозаметен, его волокна расположены в толще языка, сплетены с его мышцами и ограничивают его подвижность.

Следующим этапом осмотра полости рта является определение состояния тканей пародонта.Поскольку заболевания пародонта часто сопровождают зубочелюстные аномалии, для ортодонта важно определить состояние десны. При этом оценивают цвет, размеры, обьем и форму десневых сосочков;

– характер десневого края (фестончатый, усеченный, сглаженный);

– определяют уровень расположения десневого края относительно шеек зубов (разрастание, рецессия).

Осматривая небо, обращают внимание на подвижность мягкого неба;

– небные миндалины (их обьем, цвет, расположение относительно небных дужек);

– слизистую оболочку задней стенки глотки, определяют ее состояние (атрофичная, нормальная, гипертрофичная).

Осмотр зубов и запись зубной формулы позволяют определить принадлежность зубов к временному или постоянному прикусу;

– состояние твердых тканей зубов (поражение кариесом и его осложнениями, гипоплазией, флюорозом и т.п.)

Анатомическая зубная формула постоянных зубовI2C1P2M3, где I – резцы, C – клыки, P – премоляры, M – моляры.
Клиническая формула по Zigmondy8 7 6 5 4 3 2 11 2 3 4 5 6 7 8
8 7 6 5 4 3 2 11 2 3 4 5 6 7 8
Клиническая формула по ВОЗ18 17 16 15 14 13 12 1121 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 4131 32 33 34 35 36 37 38
Анатомическая зубная формула временных зубовI2C1M2, где I – резцы, C – клыки, M – моляры.
Клиническая формула по ZigmondyV IV III II II II III IV V
V IV III II II II III IV V
Клиническая формула по ВОЗ55 54 53 52 5161 62 63 64 65
85 84 83 82 8171 72 73 74 75

Осмотр отдельных зубов позволяет определить аномалии их количества, прорезывания, положения, величины и формы, цвета, структуры твердых тканей и т.п.

Содержание занятия.

Клинический метод исследования в ортодонтии.

Клиническое исследование пациентов с зубочелюстными аномалиями является основным методом в определении ортодонтического диагноза и состоит из субьективного и обьективного исследований.

Субьективное исследование это:

– выяснение паспортных данных пациента;

– данные анамнеза жизни;

– данные анамнеза заболевания.

Проводится путем опроса пациента и его родителей.

Опрос пациента в ортодонтии имеет свои особенности: врач ортодонт, должен быть психологом, так как контакт с ребенком и его родителями будет длится на протяжении нескольких лет, необходимо помнить о тоне и манере разговора. Разговаривать необходимо вежливо и задавать вопросы корректно, не прерывать собеседника, но направлять собеседование в нужном направлении. Во время беседы необходимо следить за мимикой пациента, чтобы определить степень умственного развития, оценивая способность пациента вести собеседование, отвечать на вопросы.

Паспортная часть истории болезни – отображает фамилию, имя и отчество пациента, его пол, возраст, сведения о месте воспитания или обучения, адрес.

Необходимо зарегистрировать сведения о родителях ребенка или опекунах (фамилия, имя, отчество, место работы, средства связи с родителями и ребенком.) Небходимо также указать фамилию детского стоматолога, педиатра или других специалистов у которых наблюдается пациент.

Пол пациента имеет важное значение в планировании ортодонтического лечения, так как в биологическом развитии девочки опережают мальчиков.

Различают паспортный, биологический, зубной и костный возраст.

Паспортный (хронологический, или календарный) возраст- это период с момента рождения до какого-нибудь определенного момента жизни.

Биологический или анатомо-физиологический возраст определяет совокупность обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и припособительных возможностей организма и является обязательной функцией времени, но в отличие от паспортного – характеризуется менее четкими интервалами времени, на протяжении которого происходят необратимые возрастные биологические сдвиги в организме.

Биологический возраст может отвечать хронологическому или паспортному, опережать его или отставать от него.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

Необходимо зарегистрировать сведения о родителях ребенка или опекунах (фамилия, имя, отчество, место работы, средства связи с родителями и ребенком.) Небходимо также указать фамилию детского стоматолога, педиатра или других специалистов у которых наблюдается пациент.

Расчет диагностических моделей челюстей.

Для планирования ортодонтического лечения необходимо снятие оттисков с зубных рядов. Я это делаю при помощи современного 3D-сканера. Далее в специальной компьютерной программе проводится расчет моделей.

Об удобствах и преимуществах компьютерного анализа виртуальных моделей, о виртуальном планировании лечения и его визуализации я расскажу отдельно. На сегодня же важно понять зачем вообще ортодонт изучает модели челюстей.

Читайте также:  Застревает пища между передними зубами

Если оттиск с зубов снимается традиционным методом, то далее техник в лаборатории отливает гипсовые модели, и уже после этого проводится их расчет.

Врач выявляет истинные размеры челюстей (хватит ли потенциально места для всех зубов, или придется удалять зубы для высвобождения места). На этом этапе важно сопоставить размер передних зубов на верхней и нижней челюстях. В помощь врачу есть специальные формулы, по которым можно высчитать размер зубов. Если ситуация не соответствует нормальным размерам, то проводится коррекция ширины зубов, об этом также врач должен говорить во время повторной консультации.

Важно провести диагностику и своевременно (еще до начала лечения) предупредить пациента о том, что ортодонт сможет исправить, а что не в его компетенции. Так, например, положение челюстей в черепе или их асимметрию изменить сможет только челюстно-лицевой хирург. И если врач не проводит некоторые этапы диагностики, то он никогда не сможет победить проблему, не зная ее в лицо. Получаем непредвиденный результат… а это всего лишь недостаток диагностического материала и наше русское «авось само как-нибудь рассосется».

Что такое диагностика и зачем она нужна?

Диагностика в ортодонтии — первый и один из важнейших шагов к созданию красивой улыбки. И если вы хотите получить отличный результат, обойтись без диагностического анализа каждого конкретного случая никак нельзя. Причем сделать это нужно правильно и тщательно. Ведь лечат совсем не брекеты, а врач. И он должен отчетливо понимать цели лечения и способы их достижения.

Хотите иметь красивую улыбку? Тогда уделите пристальное внимание выбору врача.

Здесь играет роль все: его квалификация, внимательность к деталям и т.д. В общем-то, как и в любом серьезном деле в жизни, подход одинаков: семь раз отмерь, один раз отрежь 🙂

Диагностика в ортодонтии — первый и один из важнейших шагов к созданию красивой улыбки. И если вы хотите получить отличный результат, обойтись без диагностического анализа каждого конкретного случая никак нельзя. Причем сделать это нужно правильно и тщательно. Ведь лечат совсем не брекеты, а врач. И он должен отчетливо понимать цели лечения и способы их достижения.

Самые информативные и точные способы диагностики в ортодонтии

Для полноценного исследования больного необходимо еще провести лабораторные и функциональные исследования. К ним относятся: жевательная проба, измерения на контрольных моделях, рентгеновские снимки челюстей, мастикоциография, миография, миотонометрия и другие физиологические пробы. Жевательная проба нужна для сравнительной оценки жевания у ребенка до и после лечения. Контрольные модели очень важны, ибо на них проводят измерения для выяснения ширины, длины и высоты челюстей.

Об изменении положения отдельных зубов, взаимоотношениямежду зубными рядами и о результате лечения судят по сравнению контрольных моделей, снимаемых до лечения и в процессе лечения. Челюсти измеряются в трех направлениях: в трансверзальном, сагиттальном и вертикальном (Коркгауз). Для измерения челюстей в трансверзальном направлении (т.е. для измерения ширины челюстей) определяется расстояние между точками, совпадающими со средней фиссурои первых премоляров, а также первых моляров.

Линия, соединяющая средние фиссуры первых премоляров является передней линией ширины челюсти, а линия, соединяющая средние фиссуры первых моляров, называется задней линией ширины челюсти.

Если нет верхних первых премоляров или верхних первых моляров, то можно измерить ширину челюсти по расстоянию между клыками. Для измерения челюсти в сагиттальном направлении, т. е. для определения длины челюсти, соединяют вначале линией дистальные поверхности последних моляров. Затем восстанавливают перпендикуляр из середины этой линии по направлению к фронтальным зубам и получают среднюю линию. Эта линия может не совпадать со средней линией, проходящей между центральными резцами, а может проходить по одному из центральных резцов. Она пересекает линию, соединяющую дистальные поверхности последних моляров.

Длиной челюсти является отрезок сагиттальной линии, лежащей между резцами и точкой пересечения ее с дистальной линией.

Могут быть еще отклонения размеров челюсти в вертикальном направлении. При открытом и глубоком прикусах альвеолярные отростки развиты неравномерно. При глубоком прикусе альвеолярный отросток в области передних зубов чрезмерно развит и недоразвит в области боковых; при открытом, наоборот, он чрезмерно развит в области боковых и недоразвит в области передних зубов. Для измерения челюсти в вертикальном направлении используют ок-клюзионную или протетическую плоскость. Для этой цели проводят плоскость через щечные бугры премоляров или через щечный бугор первого премоляра и мезио-щечный бугор первого постоянного моляра на одной стороне, которая и будет окклюзионной плоскостью.

При супраокклюзии зубы проходят через окклюзионную плоскость и наблюдается удлинение, а если зубы не достигают до окклюзионной плоскости, отмечается укорочение альвеолярного отростка. Все эти данные заносятся в историю болезни с тем, чтобы после окончания лечения их сравнить с вновь полученными.

Оттиски для контрольных моделей снимают гипсом или другими оттискными массами. Гипсовые оттиски очень точные, но они имеют тот недостаток, что аномалийно расположенные зубы на отлитых по ним моделях часто ломаются. К тому же дети плохо переносят гипсовые оттиски. Поэтому некоторые предпочитают снимать контрольные оттиски термопластической массой, алгинатной или силиконовой. Последняя еще имеет то преимущество, что можно по одному оттиску отлить несколько моделей.

Контрольные модели, полученные до и после окончания лечения, сохраняют очень долго, ибо они служат иллюстрацией успешной терапии и отдаленных результатов лечения. Поэтому их следует бережно хранить и так готовить, чтобы удлинить срок службы. Этого можно добиться, если отливать контрольные модели из мраморного гипса, а в случае его отсутствия кипятить обычные гипсовые модели в 25% растворе буры. От такого кипячения модели становятся прочными и дольше сохраняются.
Весьма ценным вспомогательным способом в диагностике аномалий прикуса является рентгенография.

Для правильной диагностики и терапии необходимо знать состояние периапикальных тканей перемещаемых зубов, степень рассасывания корней молочных зубов, степень оссификации корней постоянных зубов, наличие ретинированных зубов и их расположение, полное отсутствие фолликулов, путь прорезывания зубов. Наконец, рентгенография дает представление о картине костной ткани в области тяги и давления при аппаратурном лечении, о характере ее перестройки и реакции на ортодонтическое вмешательство. Необходимо также определить жевательную эффективность.

Оттиски для контрольных моделей снимают гипсом или другими оттискными массами. Гипсовые оттиски очень точные, но они имеют тот недостаток, что аномалийно расположенные зубы на отлитых по ним моделях часто ломаются. К тому же дети плохо переносят гипсовые оттиски. Поэтому некоторые предпочитают снимать контрольные оттиски термопластической массой, алгинатной или силиконовой. Последняя еще имеет то преимущество, что можно по одному оттиску отлить несколько моделей.

I. Тема: Клинические и специальные методы обследования ортодонтических пациентов. Принципы формулирования ортодонтического диагноза.

II.Цель: Научиться применять клинические и специальные методы обследования ортодонтического пациента и формулировать ортодонтический диагноз.

При изучении данной темы студент должен:

Знать: методы обследования ортодонтического пациента

Уметь: измерять лицо, диагностические модели челюстей и рентгенологические снимки ЧЛО

Владеть: методами обследования ортодонтического пациента и формулировать ортодонтический диагноз.

Ш.Вопросы входного контроля.

Статическое клиническое обследование.

Осмотр пациента и обследование полости рта.

Динамическое клиническое обследование.

Клинические диагностические пробы Эшлера и Битнера, Ильиной-Маркосян и Кибкало. Их значение.

Взаимосвязь местных и общих нарушений организма при зубочелюстно-лицевых аномалиях и при нарушениях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

Методы изучения симметрии, пропорций и профиля лица непосредственно на пациенте и фотографиях его лица.

Изучение размеров коронок зубов, длины зубных дуг по методу Nance.

Изучение пропорциональности сегментов зубных дуг по методам Tonn,

Изучение ширины зубных дуг по Pont.

Метод изучения диагностических моделей челюстей по Korkhaus.

Определение мезио-дистального смещения зубов по Schmuth.

Методы диагностики в ортодонтии.

Рентгенологические методы исследования.

Функциональные методы исследования.

формулирование ортодонтического диагноза.

Функциональные методы исследования.

Современные методы лучевой диагностики в ортодонтии Текст научной статьи по специальности « Клиническая медицина»

Ключевые слова: стоматология, ортодонтия, компьютерная томография, лучевая диагностика.

Ссылка на основную публикацию