Ортодонтические аппараты и детские непосредственные протезы

Ортодонтические аппараты и детские непосредственные протезы

Первые клинические наблюдения по применению быстротвердеющей пластмассы стиракрил, полученные нами еще в период его разработки, показали почти неограниченные возможности, которые открываются для быстротвердеющих пластмасс в челюстно-лицевой ортопедии и ортодонтии.

Это подтверждает и опыт других авторов. Пластмасса очень удобна в работе при изготовлении ретенционных пластинок, при необходимости изменения формы аппарата или протеза, усиления его действия, при переделке расширяющих пластинок в фиксирующие для добавления новых кламмеров укрепления вестибулярных дуг и т. п.

М. Р. Марей (1959) широко применяет быстротвердеющие пластмассы в ортодонтии. Каппа типа Шварца изготовляется им в одно посещение непосредственно в полости рта. Когда быстротвердеющая пластмасса становится более плотной, резиноподобной консистенции, ее формируют в виде валика и прижимают к зубам, в области которых изготовляется каппа. Наклонную плоскость врач формирует пальцами по положению зубов антагонистов. Когда каппа сформирована, ее осторожно извлекают из полости рта, обрезают излишки и снова надевают до окончания полимеризации.

Изготовление каппы Бынина производят также в течение одного посещения, но в два этапа. В первый этап по описанному выше методу (но без наклонных плоскостей) делаются каппы на боковые зубы. Затем делается передняя часть каппы, которая соединяется с краями, ранее сделанных боковых. В передней части каппы одновременно формируется наклонная плоскость.

Пластмассовые каппы для разобщения прикуса делают так же, как боковые части каппы Бынина.

Методика изготовления накусочной пластинки по Катцу несколько сложнее. Ее приходится делать не в полости рта, а на модели; последнюю заранее необходимо покрыть изолирующим веществом (жидким стеклом, тальком). Затем изгибают перекидные кламмеры и приклеивают их к зубам воском (рис. 10, а, б). Под отростки кламмеров приклеивают дихлорэтановым клеем кусочки пластмассы. Далее из быстротвердеющей пластмассы моделируется базисная пластинка. После отвердения пластмассы пластинка снимается с модели, обрабатывается и примеряется больному. Этим заканчивается первый этап работы.

Затем приступают ко второму этапу. Замешивают новую порцию пластмассы и накладывают ее в виде валика на предварительно увлажненную мономером соответствующую поверхность базисной пластинки. Пластинку вводят в рот и здесь соответственно положению зубов-антагонистов формируют накусочную часть.

Изготовление направляющей коронки Катца в одно посещение производится следующим образом.

Берут металлическую пластинку (рандольф, нейзильбер, латунь, сталь) толщиной в 0,75 мм, обжимают ее вокруг зуба и у места соединения концов спаивают. Кольцо у режущего края не должно прилегать к коронке и должно быть длиннее ее. Образовавшиеся сдвоенные части кольца на передней поверхности обрезаются у пришеечной части и раздвигаются у режущего края. Концы пластинок вместе с пространством между кольцами и коронкой зуба служат для соединения кольца с пластмассой.

Формирование наклонной плоскости из пластмассы производится в полости рта по общим правилам.

Л. Н. Манзюк, Л. П. Григорьева, В. Л. Устименко и К. П. Дорохова используют в ортодонтии из быстротвердеющих пластмасс каппы, накусочные пластинки и направляющие коронки Катца.

Каппа типа Шварца формируется из теста пластмассы непосредственно в полости рта врачом. Излишки пластмассы обрезают ножницами, каппу вводят в рот и обкладывают ватными валиками, смоченными в горячей воде для ускорения полимеризации. Наклонная плоскость и вся каппа обрабатывается фрезом и полируется.

Обычная направляющая коронка Катца делается из латунного сплава. Вначале готовят паянное кольцо. При примерке следят за тем, чтобы кольцо было в полтора— два раза длиннее коронки. Затем на боковых поверхностях кольца высверливают по два небольших отверстия, в которые вводят латунную проволоку диаметром 0,5 мм. Эта проволока и удлиненная часть каркаса служат каркасом для наклонной плоскости, которая формируется из быстротвердеющей пластмассы.

Направляющие коронки Катца с нёбными наклонными плоскостями из быстротвердеющей пластмассы делают следующим образом.

Небольшое количество ее формируют в виде валика, который накладывают на передние верхние зубы. Врач формирует из валика наклонную плоскость под контролем прикуса.

После отвердения пластмассы вестибулярной части придают форму коронок.

Накусочная пластинка может быть сделана комбинированным способом. Металлические детали изгибают на модели, а затем делают из быстротвердеющей пластмассы пластинку. Накусочную часть пластинки формируют в полости рта под контролем прикуса.

А. И. Бетельман и И. М. Оксман (1961) также сообщают о применении быстротвердеющей пластмассы для изготовления съемных ортодонтических аппаратов.

Некоторые детали, как например, наклонные плоскости, исправление стандартных капп, коронок из пластмассы и обтуратов они производят непосредственно в полости рта.

Изготовление детских непосредственных протезов по методу, применяемому на кафедре челюстно-лицевой хирургии ЦИУ (Э. Ковальски), производится следующим образом.

Берут часть пластинки зуботехнического воска, приблизительно по размерам челюсти, и после разогревания над пламенем придают ей приблизительную форму той или иной челюсти. Затем пластинку вводят в рот и прижимают к имеющимся зубам с таким расчетом, чтобы получились отпечатки их жевательных и режущих краев, а также нёба для верхнего протеза или соответствующей поверхности альвеолярного отростка нижней челюсти.

Отпечатки беззубых участков при этом могут быть получены двумя методами. По первому способу промежуток не заполняют воском и формируют здесь пластинку в виде моста по уровню жевательной поверхности зубов, ограничивающих дефект. Со стороны преддверия пластинку на этом участке доводят до десны по уровню шеек соседних зубов. Делают это для того, чтобы получить на этом месте блок из пластмассы, в котором потом формируют зубы.

По второму способу при формировании пластинки ее плотно прижимают к десне. В последующем на этих участках в протезах помещают искусственные зубы. Закончив формирование пластинки, ее усиливают еще одним слоем воска или введением проволоки, еще раз примеряют и охлаждают во избежание деформации.

Затем замешивают быстротвердеющую пластмассу и, когда она становится вязкой, накладывают ее на восковую пластинку равномерным слоем. Через полминуты пластинку вместе с пластмассой прижимают к челюстям пальцами и держат до появления в пластмассе упругости (1,5—2 мин). Окончательное отвердение пластмассы происходит в горячей воде (50—60°), куда помещают пластинку.

Полученная пластмассовая пластинка является основой будущего протеза.

Последующие этапы завершения работы зависят от того, по какому способу делают протез, но в обоих случаях зубы моделируют из быстротвердеющей белой (подобранной по цвету) пластмассы. В первом случае для этого основой является имеющийся блок, на который она накладывается, во втором — на участок, где отсутствуют зубы, кладут валик белой пластмассы.

Отпечатки жевательной и режущей поверхности зубов-антагонистов получают на пластмассе в полости рта и здесь же пластмассе придают приблизительную форму зубов.

Затвердение пластмассы снова производят в горячей воде, после чего протез механически обрабатывают и полируют.

Детский регулирующий протез может быть сделан описанным выше способом, но на нёбной поверхности протеза намечают линию разреза, а на язычной — контуры замка. По этим контурам фрезой высверливают ложе для замка с раздвижным винтом. Для более прочного соединения пластмассы с металлом на замке надо сделать насечки и, кроме того, на каждой из его сторон сделать петли из изогнутой проволоки. Соединение замка с протезом производят при помощи быстротвердеющей пластмассы. Во избежание попадания пластмассы на среднюю часть замка, ее надо до соединения залить воском.

Берут металлическую пластинку (рандольф, нейзильбер, латунь, сталь) толщиной в 0,75 мм, обжимают ее вокруг зуба и у места соединения концов спаивают. Кольцо у режущего края не должно прилегать к коронке и должно быть длиннее ее. Образовавшиеся сдвоенные части кольца на передней поверхности обрезаются у пришеечной части и раздвигаются у режущего края. Концы пластинок вместе с пространством между кольцами и коронкой зуба служат для соединения кольца с пластмассой.

Функциональные

Группу ортодонтических аппаратов, чьи элементы воздействуют на челюсть только в момент жевания, называют функциональными. Конструкции представлены в виде пластин, располагающихся в наклонной плоскости и оказывающих давление на мышцы ротовой полости, регулируя направление и силу их сокращений, за счет чего и происходит коррекция прикуса.


Классифицировать ортодонтические аппараты можно также в зависимости от метода воздействия на челюсть пациента:

Клинико-технические аспекты изготовления детских съемных протезов

Д-р Сандра Зипманн ( Sandra Siepmann )

отделение ортопедической стоматологии клиники Университета Фрайбурга

Д-р Александра Иоана Хольст ( Alexandra Ioana Holst )

Клиника № 3 ортодонтии при Университете Эрлангена —

Нюрнберга им. Фридриха-Александра (Эрланген)

Д-р Штефан Хольст ( Stefan Holst )

Клиника № 2 ортопедической стоматологии при Университете Эрлангена — Нюрнберга им. Фридриха-Александра (Эрланген)

Д-р Гидо Хайдеке ( Guido Heydecke )

профессор, поликлиника ортопедической стоматологии при Университетской клинике Гамбург Эппендорф (УКЭ)

Для изготовления зубных протезов в детском возрасте требуются специальные мероприятия, занимающие больше времени, чем при протезировании взрослых пациентов. Условием для успешного проведения лечения у детей является соответствующее обращение с ними, включающее как специальные и функциональные, так и психологические аспекты. Эстетически и функционально правильно выполненная реставрация зубов может положительно повлиять на формирование чувства собственного достоинства ребенка и его уверенности в себе. В этой статье на примере случая из практики демонстрируется, как соответствующее обращение с ребенком помогает ему привыкнуть к обстановке стоматологического кабинета и проводимым лечебным мероприятиям.

Дефекты зубного ряда в детском возрасте могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Причинами приобретенных дефектов зубного ряда могут послужить:

кариес (Einwag, 2002a; Mandroli, 2003);

травма (Einwag, 2002a);

общие и местные заболевания.

К причинам врожденного отсутствия зубов относятся олигодонтии, анодонтии, гиподонтии, нарушения минерализации (Nyguist 1968), микродонтии и гипофосфатазии (van Waes & Stoeckli, 2001).

Преждевременная потеря молочных зубов (ранее чем за год до прорезывания постоянных зубов) может вызвать ряд осложнений. К ним прежде всего относятся:

потеря сагиттальной и вертикальной опоры (Stadelmann, 1988; Beyaert и соавт., 1991);

ограничение функций (фонетики, жевания) (Margolis, 2001; Oka и соавт., 2003а; Oka и соавт., 2003b);

влияние на процесс прорезывания постоянных зубов (ускорение или задержка);

иногда также трудности в социальной интеграции (Einwag, 2002a; Lo Muzio и соавт., 2005).

К возможным вариантам протезирования в детском возрасте относится изготовление приспособлений, сохраняющих место в зубном ряду. Такие приспособления могут быть выполнены в виде как несъемной, так и съемной конструкции (детского съемного протеза). Выбор соответствующего метода лечения во многом зависит от кооперации маленького пациента с врачом. В процессе лечения от врача-стоматолога требуется значительно большая чуткость, чем при проведении стоматологических лечебных манипуляциях у взрослых пациентов. Чтобы достигнуть необходимой кооперации пациента, важно при проведении лечения учитывать специальные психологические аспекты (Siepmann и соавт., 2008). Применение метода «расскажи, покажи, сделай» (tell-show-do) приносит наилучшие результаты при лечении детей в возрасте старше 3 лет (Chu, 2000; Eaton и соавт., 2005). Несмотря на то что кооперация пациентов во многих случаях недостаточна, протезы они часто воспринимают хорошо (Chu, 2000; Van den Steen & Bottenberg, 2004).

Описание клинического случая

В отделение ортопедической стоматологии клиники Университета Фрайбурга в сопровождении мамы впервые явился 5-летний пациент (рис. 1).

Рис. 1. Исходная ситуация: портретная фотография 5-летнего пациента.

В представленном здесь клиническом случае общий анамнез без особенностей. Пациент не принимает никаких медикаментов.

Специальный анамнез: эстетического дискомфорта, а также фонетических и функциональных ограничений у пациента не отмечается.

Данные объективного обследования

Эстраоральный осмотр

Асимметрии и нарушений чувствительности не обнаруживается.

Читайте также:  Люминиры на зубы: отзывы, фото до и после, цены

Экстраоральное обследование с точки зрения ортодонтии

Гармоничные пропорции лица при условном разделении его на три части, прямой профиль. Положение челюсти в сагиттальной и вертикальной плоскости без особенностей.

Интраоральный осмотр

Незначительное раздражение слизистой оболочки в области десневого края, слюна серозного характера, небные миндалины без изменений.

Состояние зубов

Зубы 54, 55, 64, 65, 74, 75, 84 и 85-й покрыты префабрицированными стальными коронками для молочных зубов. 52, 51, 61, 62-й зубы отсутствуют. Состояние зубов нижней челюсти (за исключением небольшого дефекта эмали неясной этиологии в области зуба 72) без особенностей (рис. 2) .

Рис. 2. Исходная ситуация в полости рта (без протеза).

Для восстановления дефекта зубного ряда в области 52–62-го зубов был изготовлен бюгельный протез, фиксирующийся на 54, 55, 64 и 65-м зубах при помощи кламмеров Бонвилля (рис. 3). В связи с недостаточной фиксацией, а также функциональными проблемами, связанными с фонетикой, недостаточным восстановлением функций жевания и эстетики, протез предъявляемым требованиям не отвечал. По этой причине пациент протез не признал и не пользовался им.

При функциональном обследовании также определяется висцеральный тип глотания, являющийся до прорезывания верхних резцов физиологической нормой. Несмотря на отсутствие фронтальных зубов, смещение или выдвижение 73-го и 83-го зубов не отмечается.

Рис. 3. Исходная ситуация в полости рта. Установленный бюгельный протез не соответствует требованиям.

Частичное отсутствие молочных зубов в молочном прикусе. Состояние после проведения терапевтической и хирургической санации полости рта. Пациенту изготовлен бюгельный протез на верхнюю челюсть, не отвечающий требованиям.

Поскольку на момент начала лечения пациенту было только 5 лет, сложно было предсказать, в какой степени можно будет достигнуть кооперации между пациентом и врачом и насколько хорошо пациент воспримет протез. Были проведены консультация и разъясняющая беседа о возможных лечебных мероприятиях. После этого исходя из соображений правильного развития речи и эстетики, а также восстановления функций было принято решение о планировании изготовления съемного протеза на верхнюю челюсть.

При проведении лечения особое внимание следовало уделить мероприятиям, направленным на преодоление пациентом страха и достижение кооперации с врачом.

Во второе посещение пациент был в игровой форме ознакомлен с применяемыми инструментами и материалами. Скептическое отношение к зубоврачебному зеркалу, зонду и пинцету уменьшается, если позволить пациенту их собственноручно исследовать. Во многих случаях маленькие пациенты перестают бояться «сверления», если при вращении на небольших оборотах прикоснуться резиновой полировочной чашечкой или резиновым полиром к их пальцу (Chu, 2000; Eaton и соавт., 2005). В данном случае готовность пациента содействовать лечению была настолько высока, что в заключение появилась возможность провести ему профессиональную чистку зубов.

Снятие оттиска

В представленном здесь случае показаний для пломбирования зубов не было.

С целью подготовки к снятию оттиска для дальнейшего изготовления протеза пациент ознакомился с применяемыми для этого материалами и инструментами. Если у пациента отмечается повышенный рвотный рефлекс, можно дать родителям домой подобранные оттискные ложки, чтобы «потренироваться» для последующего снятия оттисков. Под присмотром родителей ребенок должен пытаться удерживать оттискную ложку (пока без оттискной массы) в полости рта как можно дольше (Köperich, 2003).

В описанном случае при последующем посещении можно было сразу приступить к снятию оттисков с верхней и нижней челюстей. Перед установкой оттискной ложки с альгинатной массой в полости рта небольшую порцию замешанной альгинатной массы дали пациенту в руки. При этом ребенок должен был поднять руку в качестве сигнала о том, что альгинатная масса в его руках затвердела. Таким образом, у пациента создалось впечатление, что он может влиять на ход этого этапа лечения.

При необходимости можно снимать оттиск при помощи индивидуальной оттискной ложки (Köperich, 2003).

Согласно с рекомендациями, при снятии оттиска с верхней челюсти пациент наклонил голову в направлении оттискной ложки (Köperich, 2003).

Снятие оттиска в данном случае протекало без особых сложностей (рис. 4).

Рис. 4. Оттиск с верхней челюсти.

Регистрация прикуса

Для регистрации прикуса совсем маленьким пациентам или детям с не очень хорошей кооперацией следует ввести между зубами пластинку из базисного воска, а затем попросить пациента надкусить. Альтернативой является использование материалов для регистрации прикуса на основе силикона. Такими мероприятиями для регистрации прикуса можно ограничиться в тех случаях, когда сохранено достаточное количество зубов. При хорошей кооперации пациента для оптимизации определения центрального соотношения зубов можно также изготовить восковые валики (Einwag, 2002a; Körperich, 2003).

Поскольку у представленного пациента зубы в опорных зонах были сохранены, можно было провести регистрацию прикуса при помощи материала на основе силикона (Futar-D) (рис. 5).

Рис. 5. Регистрация прикуса.

Изготовление протеза

Чтобы пациент как можно лучше переносил съемный протез, должны быть тщательно подобраны соответствующие материалы для его изготовления. Абразивные материалы (например, искусственные керамические зубы) применять не следует (Nyguist, 1968). Для постановки зубов используются специально предназначенные для детских протезов искусственные зубы (Bambino tooth, Major Prodotti dentari, Moncalieri (TO) (Италия). В ассортименте имеются гарнитуры молочных зубов двух цветов (Köperich, 2003). Подбор цвета ориентирован на особенности внешнего вида эмали молочных зубов. Однако у зубов временного прикуса также существуют большие морфологические различия (в том числе в цвете). Поэтому в определенных случаях при постановке зубов следует использовать обычные пластмассовые зубы, применяемые для протезирования взрослых пациентов. При этом необходимо их сошлифовать в соответствии с морфологией молочных зубов (van Waes & Stoeckli, 2001).

Для фиксации протеза рекомендуется использовать такие простые элементы, как кламмеры, применяемые в ортодонтии (Nyguist, 1968; Klähn, 1989). Предпочтительно применять кламмеры Адамса (Hupfauf, 1968; Köperich, 2003), стреловидные кламмеры (Bredy & Schmeil, 1990; Köperich, 2003), а также цервикальные кламмеры (пришеечные, С-кламмеры). В связи с высоким риском травмирования совсем юным пациентам следует изготавливать эти кламмеры замкнутыми (Stadelmann, 1988; Köperich, 2003). Когда начинают прорезываться постоянные зубы, следует раскрыть замкнутые кламмеры, чтобы дать возможность постоянным зубам беспрепятственно прорезываться.

Кламмеры изготовляют из жесткой и неэластичной проволоки толщиной 0,5–0,7 мм (Nyguist, 1968; Einwag, 2002a; Köperich, 2003). В некоторых случаях можно увеличить удерживающую способность кламмера, повысив ретенцию при помощи пломбы из композита (van Waes & Stoeckli, 2001; Siеpmann и соавт., 2008).

Для базиса протеза предлагается использовать пластмассы, применяемые для изготовления ортодонтических аппаратов, или пластмассы холодной полимеризации с очень небольшим содержанием остаточного мономера. Пластмассы могут быть окрашены в любые цвета (рис. 6).

Рис. 6. Готовый протез, установленный в полости рта, вид верхней челюсти.

В тех случаях, когда предполагается наличие аллергии, следует подбирать пластмассы любого типа только после проведения врачом-дерматологом серии аллергических проб.

Как показывает опыт, мотивацию детей можно повысить, если перед снятием оттиска предоставить им возможность выбрать понравившийся цвет для базиса протеза. Чтобы уменьшить повышенную вероятность поломки детских протезов, можно армировать базис при помощи сеток из материалов на основе золотосодержащих сплавов или стекловолокна (рис. 7).

После постановки зубов для контроля эстетики, фонетики и функции была проведена примерка восковой конструкции протеза. При этом имелась дополнительная возможность повысить кооперацию пациента с врачом, поскольку при осуществлении этого этапа лечения пациент также мог активно участвовать в принятии решений. Одновременно ребенок смог уже мысленно настроиться на ношение протеза (Einwag, 2002a; Köperich, 2003).

Рис. 7. Базис протеза, армированный стекловолокном.

Перед установкой готовой работы ребенку вручили протез, чтобы он его мог внимательно рассмотреть. При проведении примерки снова были проверены эстетические, фонетические и функциональные особенности протеза. Были обычным образом проведены контроль и небольшие коррекции окклюзии и артикуляции. После окончания процедуры коррекции ребенок мог рассмотреть установленный протез в зеркале для пациентов.

Если к этому времени еще нет терпимого отношения к «инородному телу», рекомендуется дать пациенту зубной протез для возможности «потренироваться» использовать его в привычной обстановке. Предварительно следует дать инструкции родителям по пользованию зубным протезом (Köperich, 2003).

Диспансерное обслуживание

В любом случае следует провести контрольный осмотр пациента не позднее чем через 3 дня после наложения протеза, чтобы снова проверить и отрегулировать артикуляцию, окклюзию и правильность припасовки протеза (Köperich, 2003).

В связи с повышенным риском возникновения кариеса рекомендуется проводить диспансерные осмотры каждые 2–3 месяца (Hupfauf, 1968; Nyguist, 1968; Kominek, 1985; Stadelmann, 1988; Chu, 2000). Кроме того, может возникнуть необходимость в активировании кламмеров или починке протеза. Необходимость в изготовлении нового протеза или его дополнении в связи с процессом роста возникает ежегодно, а во многих случаях уже через 6 месяцев (Körber, 1963; Stadelmann, 1988; Schopf, 1994). Согласно мнению Stadelmann, следует обязательно изготавливать новый детский съемный протез не позднее чем через 2 года.

Представленный в этой статье пациент очень хорошо способствовал проведению лечения и положительно воспринял частичный съемный протез на верхнюю челюсть (рис. 8). Он каждые 3 месяца регулярно является на контрольные диспансерные осмотры. Гигиена полости рта у пациента хорошая. Он проявляет большую сноровку при пользовании съемным протезом.

Рис. 8. Заключительная фотография юного пациента с установленным в полости рта
детским съемным протезом.

В пользу изготовления детского съемного протеза, прежде всего можно привести следующие аргументы. На момент преждевременной потери зубов дети находятся на этапе развития речи и формирования соматического типа глотания. При помощи детского съемного протеза можно положительно повлиять на эти функциональные этапы развития.

Независимо от имеющихся противопоказаний для изготовления детского съемного протеза следует рассматривать отдельно каждый случай и давать индивидуальную оценку ситуации только после тщательного сбора анамнеза и проведения обследования.

Если сначала имеются проблемы с кооперацией пациента, можно при помощи нацеленного ведения и использования специальных методов обращения с пациентом значительно улучшить его содействие процессу проведения лечения. Решающее значение для последующего планирования лечения и его проведения имеет построение отношений между врачом и пациентом на доверительной основе (Künkel, 2000; Einwag, 2002b).

В первое посещение, помимо сбора анамнеза и проведения общего стоматологического обследования, следует провести ортодонтический скрининг, а также дать оценку гигиене полости рта. Важно с самого начала обратить пристальное внимание на соблюдение гигиены полости рта. Это связано с тем, что в результате неправильной очистки протеза или ее отсутствия повышается риск развития кариеса и увеличивается вероятность возникновения пародонтитов и гингивитов. Если все же не удается достичь соблюдения соответствующей гигиены полости рта, следует воздержаться от изготовления детского съемного протеза.

Проведение ортодонтического скрининга является неизбежным мероприятием, поскольку, возможно, в рамках предстоящего ортодонтического лечения предусматривается изготовление несъемного или съемного приспособления для сохранения места в зубном ряду (Granath и соавт., 1994).

Siepmann S., Heydecke G., Holst S., Holst A. I.: Technical treatment considerations for the manufacturing of child prosthesis — Child prosthesis — Part 2 (in German). Schweiz Monatsschr Zahnmed 118: 1177–1181 (2008).The rehabilitation of a child’s dentition with a removable prosthesis is more complex and time consuming, when comparing it to the one of adults. Prerequisite for a successful treatment is a careful consideration of age-related, technical, functional and psychological aspects. The aesthetic and functional replacement of the missing teeth using a removable prosthesis results in an increased self-esteem for the young patients. This case report describes the management of a young child as well as the treatment planning and the prosthetic rehabilitation process.

Читайте также:  Что такое Постоянные зубы в стоматологии?

Список литературы находится в редакции.

Статья предоставлена журналом официального печатного органа Швейцарской ассоциации врачей-стоматологов (SSO) Schweizer Monatsschrift für Zahnmedizin (№ 12, 2008, стр. 1177–1181)

Перевод Инны Бичегкуевой.

Подписи к рисункам

Рис. 1. Исходная ситуация: портретная фотография 5-летнего пациента.

Рис. 2. Исходная ситуация в полости рта (без протеза).

Рис. 3. Исходная ситуация в полости рта. Установленный бюгельный протез не соответствует требованиям.

Рис. 4. Оттиск с верхней челюсти.

Рис. 5. Регистрация прикуса.

Рис. 6. Готовый протез, установленный в полости рта, вид верхней челюсти.

Рис. 7. Базис протеза, армированный стекловолокном.

Рис. 8. Заключительная фотография юного пациента с установленным в полости рта

ограничение функций (фонетики, жевания) (Margolis, 2001; Oka и соавт., 2003а; Oka и соавт., 2003b);

Ортодонтические аппараты и детские непосредственные протезы

Несъемные профилактические аппараты применяются в тех случаях, когда была произведена ранняя экстракция какого-либо зуба и возникла необходимость сохранить образовавшийся промежуток в зубном ряду, чтобы предупредить смещение соседних зубов и зубов-антагонистов, а также деформацию зубной дуги. Несъемные профилактические аппараты бывают двоякого рода: боковые и фронтальные.

Несъемный профилактический аппарат состоит из фиксирующей коронки, промежуточной части, замещающей недостающий зуб, и распорки с окклюзионной или небной накладкой. К дополнительным частям аппарата относятся вкладки, расположенные в ближайших к дефекту зубах, или коронки, на которые опираются окклюзионные накладки.

Методика проведения клинических этапов при изготовлении бокового аппарата следующая: фиксирующая коронка изготовляется точно так же, как временная коронка для детей. Если зуб интактный, а коронка мешает смыканию зубов, в ней можно пропилить отверстие, благодаря чему не будет подниматься прикус в месте смыкания с антагонистами.

Промежуточная часть должна иметь форму круглой или овальной штанги толщиной 3—4 мм и должна быть смоделирована таким образом, чтобы при смыкании зубов она укладывалась в продольные фиссуры зубов-антагонистов. Распорка заканчивается вилкой, которая не охватывает зуб, но препятствует его смещению в сторону дефекта. Боковые отростки располагаются на щечной и язычной поверхностях зуба и имеют длину 2,5—3 мм. Окклюзионная накладка укладывается на жевательной поверхности поддерживающего зуба в его естественной фиссуре.

При двусторонних дефектах чаще всего применяют съемные бескламмерные протезы, возмещающие дефекты искусственными зубами.

Что касается фронтальных профилактических аппаратов, то они должны, кроме прямого своего назначения, отвечать косметическим требованиям. Поэтому промежуточная часть делается в виде зуба. Сторона промежуточной части, обращенная к слизистой оболочке, не должна плотно прилегать к ней и заполнять впадину, образовавшуюся после экстракции зуба.

Вместо вилки достаточно одной окклюзионной накладки, которая является продолжением промежуточной части. Она располагается на зубном бугорке с небной стороны. Длина ее должна быть равна 1,5—2 мм.

Несъемные профилактические аппараты применяются в тех случаях, когда была произведена ранняя экстракция какого-либо зуба и возникла необходимость сохранить образовавшийся промежуток в зубном ряду, чтобы предупредить смещение соседних зубов и зубов-антагонистов, а также деформацию зубной дуги. Несъемные профилактические аппараты бывают двоякого рода: боковые и фронтальные.

Недостатки исправления прикуса без брекетов

У исправления прикуса съемными ортодонтическими аппаратами есть целый ряд недостатков. В первую очередь стоит отметить, что с их помощью абсолютно нельзя исправить серьезные аномалии прикуса, а особенно у взрослых людей. У взрослого зубочелюстная система уже сформирована, и любое на нее воздействие встречает сильное сопротивление, с которым справляются только брекеты. Недавно появилась съемная альтернатива брекетам, каппы для исправления прикуса, но и они не смогут помочь при серьезных дефектах прикуса.

А вот в детстве пластинки и трейнеры вполне могут справиться с дефектами прикуса. Специалисты напоминают родителям, что чем раньше они покажут ребенка ортодонту, тем быстрее и проще будет исправить еще только развивающиеся аномалии прикуса. И в этом случае как раз съемные конструкции будут идеальным вариантом.

Главное преимущество зубных пластинок – это необходимость периодически их снимать. Так что можно спокойной принимать пищу или чистить зубы, не испытывая проблем из-за искусственной конструкции во рту. Однако это преимущество пластинок оборачивается недостатком. Бывает, что ребенок носит пластины меньше, чем назначил врач, а родители контролируют это недостаточно хорошо. Из-за этого эффективность коррекции прикуса сильно понижается, а время лечения, соответственно, увеличивается. Поэтому родительский контроль чрезвычайно важен.

Эквилибратор

Также стандартный аппарат, служащий для стимулирования и развития укороченных губ и укрепления КМР. Представляет собой набор соединяющихся друг с другом разноцветных стержней, один из которых заканчивается овальной головкой.

Последний элемент предназначен для удерживания губами ребенка. Нагрузка варьируется количеством соединенных стержней (весом эквилибратора) и временем удерживания аппарата.

Показания к использованию эквилибратора – короткие губы, дисфункция их смыкания.


Щит располагается в преддверии рта, изготовлен в виде изогнутой по форме альвеолярного гребня пластины. В местах контакта с уздечками имеет выемки. К вестибулярной поверхности прикреплено кольцо. Аппарат может оснащаться дополнительными элементами – колокольчиком или заслонкой – повышающим его функциональность.

Ортодонтия и детское протезирование

Более 50% детей имеют различные зубочелюстные аномалии. Между тем, аномальное развитие челюсти и зубов чревато появлением определенных проблем со здоровьем. Развитию челюсти, зубов и ротовой полости ребенка следует уделять такое же внимание, как и прочим составляющим здоровья, ведь физическое и душевное развитие ребенка не в последнюю очередь зависит от правильного развития полости рта.

Сегодня ортодонтия (направление стоматологии, основанное на исправлении прикуса и положения зубов) – это одна из наиболее востребованных стоматологических услуг как у детей, так и у взрослых. Сегодня прикус можно исправить в любом возрасте! Но лучше начинать коррекцию с детства, чтобы уже с самого маленького возраста обеспечить ребенку правильный овал лица и правильную артикуляцию. Для этого ребенка необходимо показать детскому ортодонту не позднее 7 лет.

За последние несколько лет ортодонтия шагнула далеко вперед, появились новое оборудование, новые методы, сложнейшие технологии, которые позволяют исправлять проблемы прикуса всех уровней сложности у пациентов разного возраста. В детской стоматологии “ТАБИБ БЭБИ” представлен широчайший выбор ортодонтических аппаратов. Они подбираются индивидуально для каждого пациента в зависимости от возраста и состояния зубов.

Ортодонтические конструкции подразделяются на:

1. Съемные ортодонтические аппараты для самых маленьких вестибулярные съемные пластинки

2. Съемные ортодонтические аппараты для подростков LM-активаторы, замещающие пластинки

3. Несъемная аппаратура:

Удерживатель пространства (Петля и кольцо) Брекет-система (програмированная ортодонтическая техника прямой дуги) подбирается индивидуально для каждого пациента.

В наших клиниках “ТАБИБ БЭБИ” выбор брекетов очень большой, практически все они не только эффективно выравнивают зубы, но и обладают высокой эстетикой. Вестибулярные пластинки – помогают исправить неровный прикус молочных зубов у детишек в возрасте от 2 до 5 лет и дают возможность малышам избавиться от таких вредных привычек, как сосание сосок, пальцев, посторонних предметов, закусывание губ. А если вовремя не избавиться от этих вредных привычек, они смогут сильно повлиять на положение не только молочных, но и постоянных зубов, последствия могут быть не из приятных: верхние зубы будут сильно выступать вперед, может образоваться диастема (межзубная щель)! Дальше хуже – ребенок не может нормально пережевывать пищу, могут возникнуть нарушения речи.

А избежать всего этого можно, если малышу поставить вестибулярную пластинку начиная уже с 2 лет вплоть до начала смены молочных зубов на постоянные! Она сможет заменить ему пустышку и скорректирует положение языка и сможет устранить ротовое дыхание, дефекты речи.

Для эффективного воздействия пластинку нужно носить каждую ночь и несколько часов днем в течение 6-8 недель. Лечащий врач или ортодонт подберет размер и модель пластинки так, чтобы малышу с ней было удобно и комфортно. Все пластинки производятся из безопасного и гигиеничного материала, не раздражают слизистую рта и помогают детским зубкам расти здоровыми, ровными и красивыми.

Преортодонтические трейнеры – красивые мягкие новейшие съемные аппараты функционального действия, рекомендуются при смене молочных зубов на постоянные в возрасте от 6 до 10 лет.

Если их регулярно носить можно исправить:

скученность зубовнарушение взаиморасположения челюстей при прорезывании постоянных зубов устраняются вредные привычки (ротовое дыхание, прикусывание языка) трейнеры способствуют выравниванию зубов на этапе прорезывания

Съемный аппарат, сделанный из эластичного силикона, надевается сразу на две челюсти, гигиеничный и очень удобный в ношении. Его рекомендуют детям в возрасте от 3 до 12 лет.

Носится LM-активатор ночью и в течение 2 часов днем, когда малыш смотрит телевизор играет или делает уроки. Особенно эффективно ношение LM- активатора при смене зубов, так как он помогает зубкам принять правильное положение при прорезывании, формирует хороший прикус.

Конечно нужно посещать стоматолога раз в полгода, но случается и так, что случай запущен и молочные зубки малыша разрушены и даже не подлежат восстановлению.

Такие зубки необходимо удалить, чтобы не подвергать поражению кариесом постоянные зубы, или в том случае, если зубки были выбиты. Чтобы соседние зубки ребенка не перемещались на место удаленного и нижняя челюсть не деформировалась, с целью сохранения места в зубном ряду для прорезывания постоянных зубов необходимо изготовить замещающий пластиночный аппарат с искусственными зубками. Это легкая эластичная конструкция с белыми зубками, она восстанавливает жевательную функцию, стимулирует прорезывание зубов, выглядит очень эстетично, что очень важно для маленьких модников!

Удерживатель пространства (петля и кольцо)

Такой односторонний несъемный аппарат ставится для сохранения места при ранней потере молочных зубов. Сделан этот аппарат из медицинской стали. Кольцо фиксируют на постоянный зуб, а петля помогает удержать место для прорезывания новых зубов. Большим преимуществом является, что удерживатель очень удобен и совершенно не мешает малышу.

Сегодня брекеты это не столько исправление прикуса, сколько модный аксессуар, их носят и дети и взрослые, при этом современные несъемные ортодонтические системы качественно выполняют свою работу, выравнивая улыбку и делая ее просто неотразимой.

Выбор брекет- систем сегодня очень широк (более 100 видов) и подбирается индивидуально для каждого пациента с учетом клинической ситуации, пожеланий и возможностей.

Лучше всего начинать исправлять прикус при помощи брекет- систем в период смены молочных зубов на постоянные, если положение зубов сильно смещено, либо отдельные зубы сильно выпирают, нависая над остальными. То есть в возрасте от 7-9 лет, когда 4 верхних постоянных резца полностью прорезались.

Но прежде чем ставить брекет – систему нужно помнить об обязательных условиях:

здоровая эмаль зубов

сформированные навыки гигиены полости рта

Видов брекетов очень много, поэтому перечислим наиболее популярные и часто используемые брекет – системы в практике докторов-ортодонтов клиник детской стоматологии “ТАБИБ БЭБИ”.

1. Вестибулярные брекеты ставятся с внешней стороны зубов, надежные металлические конструкции.

*Самолигирующиеся (безлигатурные) брекет-системы (Damon 3MX, In – Ovation) одна из самых совершенных брекет – систем, обладают низким трением, что значительно сокращает время лечения, а материал, из которых они сделаны обеспечивают эстетичный вид.

*Брекет-система Orthos Titanium 2 это биосовместимая брекет-система, не вызывающая аллергии, так как титан гиппоаллергенный материал и обладает большей упругостью, чем сталь. Актуальна для пациентов, у которых есть аллергия на металл.

Читайте также:  Почему возникает вязкая слюна во рту и как от нее избавиться?

2. Прозрачные брекеты пластиковые, керамические и сапфировые, эстетичны и практически незаметны на зубах.

Самые красивые из них сапфировые брекет-системы Inspire ICE. На зубах выглядят как драгоценные камни. Очень прочные, не меняют цвет в процессе лечения. Обладают высоким качеством полировки, что уменьшает трение и значительно облегчает перемещение зубов.

3. Лингвальные брекеты фиксируются с внутренней поверхности зубов, являются самым эстетичным на сегодняшний день методом исправления прикуса. Лингвальная техника позволяет достигать высоких результатов лечения в короткие сроки, кроме того такие брекеты совершенно незаметны для окружающих!

Лингвальная брекет-система Incognito индивидуальная брекет-система, изготавливается в Германии из золотого сплава с помощью высокоточных компьютерных технологий с учетом пожеланий пациента и врача, за счет точности формы брекеты плоские и миниатюрные.

Лингвальная брекет система Incognito позволяет получить гарантированный результат в короткие сроки, при этом лечение будет комфортным, так как происходит быстрое привыкание, и не окажет влияния на речевые возможности пациента.

Альтернатива брекетам есть!

Съемный ортодонтический аппарат (прозрачные каппы) для исправлений прикуса в любом возрасте, предполагает исправление прикуса в области центральных зубов. Метод основан на новейших 3-D технологиях компьютерного моделирования, которые позволяют на данных первичного обследования пациентов запрограммировать все этапы лечения и конечный результат.

Кроме стандартных брекетов существует уникальный метод, позволяющий исправить положение отдельных зубов без наложения брекет-системы на весь зубной ряд. Это возможно благодаря постановке микроимплантов, при помощи которых можно исправить наклон боковых зубов, устранить патологическое “удлинение” зуба. Микроимпланты – дополнительная опора для ортодонтического лечения, это небольшие винты из сплава титана, которые фиксируются в толще костной ткани верхней или нижней челюсти, установка абсолютно безболезненна и занимает 10-15 минут. Микроимплант стоит в полости рта до окончания ортодонтического лечения, после чего удаляется.

Ровная красивая улыбка сегодня это жизненная необходимость успешных людей, а сделать ее такой можно в любом возрасте. Современные методы позволяют достигать удивительных результатов. Ортодонты клиники “ТАБИБ БЭБИ” подберут Вам индивидуальное лечение, с учетом всех ваших пожеланий. Исправление прикуса у детей – процесс, требующий совместной работы врача, родителей и самих детей. Чем раньше начинается ортодонтическое лечение, тем больше шансов достичь желаемых результатов за максимально короткое время. Исправление прикуса у ребенка происходит намного легче, чем у взрослого, это следует понимать родителям, жалеющих своих малышей и нежелающих подвергать их ортодонтическому лечению. Для деток ношение брекетов и пластинок – это своеобразная игра, и чем младше ребенок, тем легче пройдет процесс лечения, как с физиологической, так и с психологической точек зрения. Естественно, исправление прикуса у детей – процесс, требующий терпения, как со стороны родителей, так и со стороны их чада. Взрослым следует понимать, что от того, как они разъяснят ребенку необходимость лечения, как они все это преподнесут, зависит многое. Не обрекайте вашего малыша на проблемы со здоровьем во взрослой жизни, сделайте все, чтобы исправление прикуса у ребенка прошло безболезненно, в возрасте, наиболее подходящем для ортодонтического лечения.

Лучше всего начинать исправлять прикус при помощи брекет- систем в период смены молочных зубов на постоянные, если положение зубов сильно смещено, либо отдельные зубы сильно выпирают, нависая над остальными. То есть в возрасте от 7-9 лет, когда 4 верхних постоянных резца полностью прорезались.

Съемные ортодонтические аппараты и детские съемные зубные протезы

3 февраля 2019 – воскресенье комментариев: –>

Съемный ортодонтический аппарат — это пластинка с пластмассовым базисом, прилегающим к нёбу и металлическими элементами для удержания аппарата или перемещения отдельных зубов.

Детский съемный зубной протез — это пластинка с пластмассовым базисом, искусственными зубами и металическими элементами, для удержания протеза во рту.

Детский съемный зубной протез — это пластинка с пластмассовым базисом, искусственными зубами и металическими элементами, для удержания протеза во рту.

Несъемные ортодонтические аппараты

Несъемные ортодонтические аппараты – это конструкции, которые применяются для исправления прикуса. Аппарат носится на протяжении всего лечения, фиксируется на специальный цемент на зубы пациента.

Конструкция несъемного аппарата представляет собой основание, которое может быть покрыто гипоаллергенной пластмассой, внутри которой встроен винт с максимальным потенциалом для расширения верхнего зубного ряда. Фиксируется аппарат на моляры с помощью ортодонтических колец и цемента, подобранных индивидуально; металлические «лапки» от винта упираются клыки или временные первые моляры (у детей), и зафиксированы с помощью композитного пломбировочного материала.

Показания к применению:

  • дефицит места для верхних и нижних резцов у взрослых и детей;
  • сужение верхнего зубного ряда;
  • затрудненное носовое дыхание и привычное несмыкание губ.
  • дефицит места для верхних и нижних резцов у взрослых и детей;
  • сужение верхнего зубного ряда;
  • затрудненное носовое дыхание и привычное несмыкание губ.

Исправление дефектов зубного ряда пластиночной конструкцией

Изготавливая съёмный ортодонтический аппарат, ортодонт учитывает индивидуальные особенности пациента.

Модели направляются на получение следующих результатов:

  • модели, изготовленные в виде накусочной пластинки, крепящейся к верхней челюсти, устраняют глубокий прикус;
  • предотвращают смещение зубов после их раннего выпадения или вынужденного удаления;
  • устраняют скученности в зубном ряду;
  • корректируют формы челюстной кости;
  • предотвращают аномальный сдвиг челюсти, зубных рядов;
  • закрепляют полученный результат после длительного использования брекетов;
  • корректируют ширину нёба.

Для справки! Применение стоматологических пластинок для исправления аномальных последствий до 12 лет – оптимальный вариант. Этот возраст характеризуется формированием зубочелюстной системы, поэтому на её исправление можно легко воздействовать или предотвратить развитие неправильного прикуса.

Для справки! Применение стоматологических пластинок для исправления аномальных последствий до 12 лет – оптимальный вариант. Этот возраст характеризуется формированием зубочелюстной системы, поэтому на её исправление можно легко воздействовать или предотвратить развитие неправильного прикуса.

Что такое детская ортодонтия

Методы, применяемые сегодня в ортодонтии, ориентированы на быструю и результативную коррекцию аномалий зубочелюстного аппарата. Здесь можно выделить два направления: профилактику и лечение, которое предполагает использование съемных и несъемных корректирующих аппаратов – пластинок, трейнеров, капп, брейкетов и прочих устройств.

Что такое детская ортодонтия?

На заметку! Ортодонтия – самостоятельная область стоматологии, которая специализируется на лечении аномалий развития зубов и челюстного аппарата.

Своевременное ортодонтическое лечение позволяет улучшить здоровье полости рта, предупредить появление множества проблем, которые нередко возникают из-за неправильного расположения зубов и челюстей, а также заметно преобразить улыбку, сделать зубки ровными и красивыми. Врача, который работает в этой области, называют стоматологом-ортодонтом. Чтобы стать профильным экспертом, молодому стоматологу необходимо пройти дополнительное обучение, которое обычно занимает порядка 2-х лет.

  • своевременная коррекция поможет предупредить многие проблемы с зубами и здоровьем ребенка в целом,
  • в раннем возрасте исправление дефектов занимает значительно меньшее времени, тогда как взрослому для лечения аналогичных аномалий требуется вдвое больше времени, при том что гарантии результата будут весьма размытыми,
  • специалист получает возможность контролировать направление роста и процесс формирования зубов, вовремя вносить необходимые корректировки.

Область применения

Методика лечения используется для решения проблем в следующих областях:

  • Детская ортодонтия в период сменного прикуса;
  • Ортопедическая коррекция;
  • Восстановление после хирургического вмешательства.

Также протезы могут применяться при лечении дефектов пародонта, трансплантации и физических травм.

  • Детская ортодонтия в период сменного прикуса;
  • Ортопедическая коррекция;
  • Восстановление после хирургического вмешательства.

Установки для детей

Детям могут быть установлены различные типы зубных протезов на молочные и постоянные зубы. Они бывают:

  • съемные;
  • несъемные (их нельзя просто так снять, рекомендуются для установки малышам младшего возраста, чтобы избежать различного рода проблем и трудностей);
  • временные (ставятся на несколько дней или месяцев, для профилактики или недлительного лечения);
  • постоянные (ставятся не навсегда, а на длительный срок, чаще всего в терапевтических целях).

Выбор зависит от типа повреждения зубного ряда и сложности процесса восстановления.

  • съемные;
  • несъемные (их нельзя просто так снять, рекомендуются для установки малышам младшего возраста, чтобы избежать различного рода проблем и трудностей);
  • временные (ставятся на несколько дней или месяцев, для профилактики или недлительного лечения);
  • постоянные (ставятся не навсегда, а на длительный срок, чаще всего в терапевтических целях).

Существуют 2 ситуации, когда помощь ортодонта Вашему ребенку потребуется как можно раньше:

Если зуб удалили преждевременно по причине кариеса, травмы, разрушения или он самостоятельно выпал ранее, чем за полгода до появления постоянного, ребенку потребуется профилактический протез.

Что это такое?

Это специальная съемная или несъемная ортодонтическая конструкция с исскуственными зубами, которая предупреждает развитие деформаций и аномалий челюстей и зубов.

Съемная пластинка на верхнюю или нижнюю челюсть. изготавливаемая из безопасной и гипоаллергенной пластмассы.

Характеризуется пересечением (перекрещиванием) зубных рядов при смыкании челюстей.

Какие съемные ортодонтические аппараты бывают?

Некоторые виды съемных ортодонтических аппаратов, например трейнеры, выпускаются серийно и подбираются пациенту согласно размера. Другие же изготавливаются по индивидуальному заказу для конкретного пациента в зуботехнической лаборатории. Ортодонты клиники «ГАЛА ДЕНТ» на Просвете при корректировке положения зубов используют все виды съемных аппаратов. Серийную аппаратуру мы предпочитаем немецкого и американского производства, индивидуальные аппараты изготавливаем для наших пациентов в сотрудничестве с ведущими зуботехническими лабораториями Санкт-Петербурга. Подбирает необходимую пациенту ортодонтическую аппаратуру исключительно врач-ортодонт, в зависимости от клинического случая. Стоимость лечения на съемной аппаратуре намного ниже, чем на несъемной (брекетах). При этом в детском и подростковом возрасте такое лечение очень эффективно. Главное – не упустить время и вовремя его начать. Об этом читайте в статье о детской ортодонтии.

Основные виды съемных ортодонтических аппаратов:

    • Ортодонтические пластинки на одну или на две челюсти.
    • Трейнеры – специальные двучелюстные силиконовые капы.
    • Профилактические протезы для удержания места после удаленных зубов. Их при помощи кламмеров устанавливают на место отсутствующего зуба у детей, при ранней потере молочных зубов, чтобы предотвратить смещение соседних зубов на место удаленного. Такой же аппарат может использоваться и у взрослого пациента, в случае потери зуба и временно отложенного протезирования, чтобы сохранить место для установки имплантата.
    • Съемные ретейнеры – специальные капы и пластинки, которые поддерживают и стабилизируют результат лечения другой ортодонтической аппаратурой.
    • Капы. Различают обычные ортодонтические капы, системы прозрачных ортодонтических кап (элайнеры) и спортивные защитные.
    • Лицевые маски

Ортодонтическая пластинка – простой в использовании и эффективный индивидуальный аппарат, который в зависимости от своей конструкции, решает разные ортодонтические задачи. Лечебный эффект пластинки обусловлен воздействием на зубы металлической проволоки. Благодаря строго индивидуальной подгонке пластин под анатомические особенности конкретного пациента, они прилегают к челюсти максимально плотно. Пластинки бывают разных видов – для верхней и нижней челюсти, расширяющие с винтом и обычные – без. Удерживаются на зубах при помощи пружин-кламмеров. Расширяющая пластинка с винтом снабжена специальным винтовым механизмом. При повороте винта ее каркас немного раздвигается, что заставляет челюсть расширяться. Изготавливают пластинки в зуботехнической лаборатории для конкретного пациента. При помощи пластинок можно перемещать и поворачивать зубы, изменять форму челюсти и ширину неба, расширять или сужать зубную дугу. При этом пластинка не оказывает чрезмерной нагрузки на челюсть, а возможность травмирования дёсен и зубов полностью исключена. Носить пластинку нужно практически постоянно, снимая для еды и чистки зубов. Длительность лечения определятся ортодонтом индивидуально.

Добавить комментарий