Постоянные и съемные шины

Шинирование виды, классификация шин.

Шинирование- это объединение группы зубов в единый блок при помощи специальных ортопедических конструкций.

ВИДЫ ШИН:1). Несъемные шины (спаянные коронки или полукоронки, экваторные и колпачковые шины, штифтовые шины).

2). Съемные шины – шины с многозвеньевым кламмером и элементами бюгельного протеза, бюгельные протезы с системой шинирующих элементов. 3)Сочетание съемного и несъемного видов шин.

Временные шины применяются на небольшой срок (временно), а затем их удаляют. В зависимости от целей время пользования шинами может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев. Временное шинирование чаще всего проводится на период консер вативной и хирургической терапии пародонта. При временном шинировании обычно применяют шины, не требующие препарирования зубов и лабораторного изготовления, для чего используют быстротвердеющие пластмассы, композитные материалы либо армируют их лигатурной проволокой. Постоянные шины применяют как лечебные аппараты для иммобили- зации зубов на продолжительное время. Больной такими шинами поль- зуется постоянно. Они могут быть несъемными и съемными. НесЪемное шинировние :

· Кольцевая шина: спаянные между собой металлические кольца, которые при надевании на зубы обеспечивают их прочную фиксацию.

· Полукольцевая шина отличается от кольцевой тем, что отсутствует полное кольцо с вестибулярной стороны зубного ряда. Этим достигается большая эстетика конструкции.

· Колпачковая шина: спаянные между собой ряд колпачков, которые надеваются на зубы и покрывают его режущую и язычную поверхность.

· Вкладочная шина: напоминает колпачковую шину, но вкладыш-колпачок имеет выступ, который устанавливается в углубление на верхушке зуба, что усиливает его фиксацию и всей конструкции шины в целом.

· Коронковая и полукоронковая шина: коронковая шина применяется в том случае, если десна, окружающая зуб не имеет воспалительных явлений, так как велик риск травматизации ее коронкой. Полукоронковая шина представляет собой цельнолитую конструкцию или спаянные между собой полукоронки.

· Интердентальная (межзубная) шина:этосоединение двух соседних зубов специальными вживляемыми вставками, которые взаимно укрепляют соседние зубы.

· Несъемные шины-протезы

Съемные шины

· Шина Эльбрехта с Т-образными кламмерами в области фронтальных зубов

· Съемная шина с литой каппой..

Биомеханические особенности шинирования , основные виды стабилизации зубных рядов.

1. Ограничение подвижности зубов за счет жесткости шины, что благо­приятно действует на больной пародонт

2. Разгрузка пародонта происходит за счет нормализации распределения жевательного давления

3. Разгрузка пародонта зубов с наибольшим его поражением происходит за счет наиболее устойчивых зубов

4. Шинирующая конструкция, расположенная по дуге, является самой жесткой за счет аркообразного и взаимного пересечения векторов подвиж­ности включенных в шину зубов

5. При линейном расположении шин в боковых отделах, справа и слева, их надо соединить поперечно при помощи дугового протеза

Основные виды стабилизации.

Результат шинирования получается тогда, когда шина объединяет зубы, подвижность которых происходит в пересекающихся плоско­стях. Для передней группы зубов хорошая устойчивость шинируемого блока достигается, если шина объединяет резцы и клыки. Такая иммобилизация назы­вается передней. Иммобилизация зубов, при которой шина располагается в переднезаднем направлении, называется боковой (сагиттальной). Под этим понимают стабилизацию малых и больших коренных зубов, имеющих одина­ковую функцию. Объединение передней и боковой шин (например, при помощи соединительной коронки) между собой придает ей дугообразную форму, а ста­билизация становится более устойчивой и называется переднебоковой.

Для усиления сопротивляемости трансверзальным нагрузкам, боковые шины могут быть объединены между собой поперечной связью (дуговым протезом). Таким образом возникает поперечная стабилизация. Если все зубы зубного ряда соединяются в блок непрерывный или многозвеньевой шиной, то появляется круговая стабилизация.

48. Непосредственное протезирование, показание:

Непосредственный протез как лечебный аппарат показан в послеоперационном, периоде, в течение которого происходят заживление раны и формирование беззубого альвеолярного гребня. Жевательная эффективность этих протезов всегда ниже, чем замещающих аппаратов, произведенных в отдаленные сроки. Показания:

1. Удаление последних зубов 2. Удаление зубов с потерей последней пары антагонистов (потеря фиксированной межальвеолярной высоты) З. Удаление части зубов, когда пародонту оставшихся грозит функциональная перегрузка с последующим уменьшением межальвеолярной высоты 4. Удаление боковых зубов с образованием двухсторонних концевых или больших включенных дефектов при глубоком прикусе и заболевании сустава 5. Удаление передних зубов 6. Удаление боковых зубов при разлитых пародонтопатиях 7. Резекция альвеолярного гребня и челюстей 8. Удаление зубов у детей, в результате которого могут возникнуть деформации альвеолярных частей и тел челюстей.

Одна из основных методик непосредственного протезирования — до удаления зубов снимают оттиски челюстей. Затем получают, рабочие и вспомогательные модели челюстей и готовят восковые шаблоны с прикусными валиками, затем модели гипсуют в артикулятор и проводят их специальную подготовку. Она заключается в том, что зубы, подлежащие удалению, срезают на моделях на уровне их шеек. Затем с вершины альвеолярного гребня снимают тонкий слой гипса (не более 2 мм) и придают ей закругленную форму. После подготовки альвеолярного гребня осуществляют постановку зубов и завершают создание протеза. Затем следует удаление зубов и наложение протеза. Отек слизистой оболочки в ране и вокруг нее мешают точному прилеганию протеза к тканям протезного ложа и часто вызывает повышение межальвеолярной высоты на искусственных зубах, поэтому в первый сеанс не следует заниматься исправлением окклюзии, это делают,когда воспалительный отек исчезнет.

Протезирование, виды.

Стоматологическоепротезирование — раздел стоматологии, который занимается восстановлением тканей зуба, замещением утраченных зубов, восстановлением структуры и функции жевательного аппарата. Три вида:

1. Несъёмное протезирование — это восстановление отсутствующих зубов (либо части одного зуба) несъемными протезами, которые жёстко и окончательно фиксируются в полости рта пациента стоматологом и носятся пациентом постоянно. Фиксация таких протезов осуществляется обычно за счёт специальных стоматологических цементирующих материалов, прочно соединяющих опорные части изготовленного протеза с сохранившимися зубными коронками или корнями зубов. Несъёмными протезами возможно замещение как единичных, так и значительных дефектов зубного ряда. Чаще всего несъёмные протезы подбираются, если восстанавливаются зубы, идущие подряд [1] . К несъёмному протезированию зубов относят:

1. Протезирование зубов частичными коронками;

2. Протезирование зубов коронками;

3. Протезирование зубов мостовидными протезами.

2. Съёмное протезирование — восстановление отсутствующих у пациента зубов путём изготовления съёмных протезов. Съёмными зубными протезами обычно замещается значительный дефект зубного ряда, когда на челюсти отсутствует большая часть или все зубы. Однако в некоторых случаях съёмные протезы изготавливают для небольших дефектов зубного ряда. Съёмные зубные протезы условно можно разделить на виды групп полного и частичного протезирования. К этим видам относят:

1. Частично-съёмные протезы;

2. Условно-съёмные протезы;

3. Полные съёмные протезы.

3. Комбинированное протезирование — протезирование ортопедическими изделиями, состоящими из элементов частей съёмного и несъёмного протезирования.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

Временные шины применяются на небольшой срок (временно), а затем их удаляют. В зависимости от целей время пользования шинами может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев. Временное шинирование чаще всего проводится на период консер вативной и хирургической терапии пародонта. При временном шинировании обычно применяют шины, не требующие препарирования зубов и лабораторного изготовления, для чего используют быстротвердеющие пластмассы, композитные материалы либо армируют их лигатурной проволокой. Постоянные шины применяют как лечебные аппараты для иммобили- зации зубов на продолжительное время. Больной такими шинами поль- зуется постоянно. Они могут быть несъемными и съемными. НесЪемное шинировние :

Постоянные и съемные шины

Краткосрочные шины для шинирования зубов. При подвывихе или полном вывихе зуба проводят его шинирование по неотложным показаниям. Самый распространенный способ срочного шинирования – фиксация выбитого зуба к соседним с помощью проволоки и композитного материала.

Раньше с этой же целью использовали и другие методики, такие как проволочные шины и цементируемые шины-капы из акриловой пластмассы, других материалов для вакуумпрессования или отлитые из металла. Однако при наличии достаточной площади эмали для протравливания все эти конструкции дают менее удовлетворительный результат по сравнению с шинами из проволоки и композитного материала, так как затрудняют гигиену полости рта и влияют па окклюзионные соотношения.

Долгосрочные шины для шинирования зубов. Эти шины используют, когда зубы необходимо иммобилизовать на срок от нескольких недель до нескольких месяцев, например, на время лечения пародонтита перед фиксацией постоянной ортопедической конструкции. Чаще всего применяют шины, требующие минимального препарирования, типа шины Рошетта, но иногда используют и внутрикоронковые фиксаторы.

Постоянные шины для шинирования зубов. Обычно постоянные шины представляют собой полные коронки, соединенные между собой. При неповрежденных зубах методом выбора служат конструкции, требующие минимального препарирования.

Раньше с этой же целью использовали и другие методики, такие как проволочные шины и цементируемые шины-капы из акриловой пластмассы, других материалов для вакуумпрессования или отлитые из металла. Однако при наличии достаточной площади эмали для протравливания все эти конструкции дают менее удовлетворительный результат по сравнению с шинами из проволоки и композитного материала, так как затрудняют гигиену полости рта и влияют па окклюзионные соотношения.

СПИСОК ПОДРАЗДЕЛОВ
  • Заболевания пародонта
  • Гингивит
  • Пародонтит
  • Пародонтоз
  • Пародонтомы
  • Шинирование зубов
  • Альвеолит
  • Стоматит
  • Лейкоплакия
  • Хеилит
  • Специальные методы исследования пародонта
  • Индексные исследования пародонта
  • Лабораторное исследование пародонта
  • Пародонтопатия
  • Десмодонтоз
  • СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • Болезни десен
  • Шинирование зубов

При определении необходимости шинирования большое значение имеет санация полости рта: лечение зубов, лечение воспалительных изменений, удаление зубного камня и даже удаление некоторых зубов при наличии строгих показаний. Все это дает максимальные шансы для успешного лечения шинированием.

Временное и постоянное

Временные шины

Эта разновидность шинирования наиболее часто используется в стоматологической практике. Непостоянные шины предназначены для ограничения зубной подвижности, уменьшения нагрузки на зубной ряд и постепенного выравнивания всех зубов. После установки шины проводится комплексное лечение заболевания, спровоцировавшего движение зубов. Если же зубы расшатались из-за травмы, через какое-то время они снова укрепятся на своих обычных местах, и шина больше не понадобится. Непостоянные шины снимаются стоматологами без ущерба для зубов.

Временное шинирование подразумевает использование полупостоянных и временных шин. Первые носятся, как минимум, месяц, но процесс может затянуться на несколько лет. Предназначаются полупостоянные шины для устранения проявлений пародонтальных заболеваний. Временные шины носятся не дольше месяца – их могут снять и через день, все зависит от корректируемой патологии. Как правило, временные шины хорошо справляются со стабилизацией зубов при остром воспалении, травме либо в процессе подготовки к хирургическому вмешательству.

Постоянные шины

Если появляется необходимость зафиксировать расшатывающиеся зубы на долгий промежуток времени, обращаются к шинам постоянного типа. Съемные и несъемные постоянные шины имеют различные функциональные свойства, а именно:

  1. Конструкции съемного типа ограничивают зубную подвижность только в горизонтальной плоскости. Они не препятствуют лечебным процедурам (ни хирургическим, ни терапевтическим), не травмируют маргинальный пародонт, не мешают осуществлять гигиену. Чтобы носить эти шины можно не препарировать зубы.
  2. Несъемные конструкции не позволяют зубам двигаться в трех плоскостях. Они могут мешать лечению, травмировать пародонт, усложнять гигиену. Перед установкой коронок зубы подвергаются механической обработке.

Лечебные свойства шин постоянного типа неодинаковы – несъемное шинирование предпочтительнее съемного. Несъемные шины надежно закрепляют шатающиеся зубы, собирая их в блок, способный более качественно противостоять разносторонним силам, давящим на зубные единицы в ходе пережевывания пищи. Период привыкания к несъемным шинам не долгий, и речь они почти не нарушают.

Данная методика подразумевает закрепление зубов при помощи коронок, спаянных вместе. Перед процедурой зубы, на которые планируется надеть коронки, обрабатываются. Из них может удаляться пульпа, за чем следует пломбировка каналов корней. Зубы обязательно обтачиваются, чтобы на них можно было надеть коронки.

Шинирование зубов: показания к процедуре, виды шин и способы шинирования

Для укрепления зубных рядов с тем, чтобы не допустить их расшатывание, которое в итоге может привести к потере зубов, стоматологи применяют шинирование. Чаще всего процедуру проводят на верхних и нижних передних зубах. Шинирование требуется:

  • для стабилизации шатких зубов, в случае неэффективного лечения болезней пародонта;
  • с целью не допустить смещения зубов по отношению к их нормальному положению;
  • для стабилизации зубов после травмы;
  • для фиксации зубов после исправления дефектов брекет-системами;

В ходе лечения необходимость в процедуре шинирования может время от времен, как исчезать, так и снова появляться.

Сколько времени носят шины

Врач определяет продолжительность ношения шины пациентом и может назначить временную, долговременную или постоянную шину. Срок ношения временной конструкции составляет менее месяца. Назначают ее на начальном и основном этапе лечения. Временная шина должна быть атравматичной для зубных тканей, а при изменении потребностей процесса лечения ее быстро можно было бы модифицировать. Шина не должна препятствовать проведению манипуляций – гигиенических, терапевтических и хирургических.

Долговременную шину носят от месяца до года. Назначают ее на стадии неопределенности прогноза. Когда доктор неуверен в успехе лечения из-за сильного повреждения пародонтальных структур, но при этом нет прямых показаний к удалению зубов. В долговременной конструкции сочетаются требования к временной и постоянной шине.

Читайте также:  Что делать, если прикусил щеку, язык или губу, и чем это может грозить

Ношение постоянной шины назначается в качестве поддерживающей терапии на срок более года. Конструкция должна отличаться высокими показателями функциональности и эстетики, и при этом не мешать ежедневной гигиене. Стоить заметить, что шины разделены на временные, долговременные и постоянные, больше условно. И между ними иногда не существует четкой границы.

Существует также разделение шин на съемные и несъемные. По лечебным свойствам несъемные конструкции имеют больше преимуществ. Они надежно фиксируют зубы, образуя общий блок из зубных единиц, который противодействует вертикальным и горизонтальным силам, возникающим при жевании. Несъемные шины и мостовидные протезы применяются в зависимости от способа стабилизации зубов. Больше всего разработано конструкций для фронтальных зубов. Это обусловлено особенностями атрофии кости нижней челюсти и высокими эстетическими требованиями к передним зубам. Процедура с применением несъемных конструкций требует препарирования зубов, что является большим минусом данных шин. Для шинирования применяют стекловолокно, арамидную нить, а также коронки и зубные протезы.

Шинирование при заболеваниях пародонта

Главным симптомом пародонтита средней и тяжелой степени является шаткость зубов. Когда атрофия постигает костную ткань на ¼ длины корня зуба, развивается подвижность. При пародонтите оголяются шейки зубов, а рентген указывает на убыль кости. С появлением подвижности зубов, развитие атрофии еще больше ускоряется. В итоге зубы меняют свое месторасположение – расходятся, наклоняются в стороны. Для предотвращения подобного явления врач назначает процедуру шинирования. Кроме того, что шинирование стабилизирует положение зубных единиц, оно еще и способствует устранению воспаления десневой ткани.

Для профилактики пародонтита, когда болезнь только еще начинает развиваться, поражая десны и зубы, показано временное шинирование. На более поздних стадиях прибегают к постоянному шинированию, альтернативой которому могут стать временные протезы.

Шинирование показано: при обнажении корней, нарушении положения зубов, а также их шаткости, при кровоточивости десен, наличии отложений на зубах и выраженных зубодесневых карманов. Благодаря процедуре создаются условия для равномерного распределения нагрузки, и в результате пациент может снова полноценно пережевывать пищу.

Методы шинирования

1) Стекловолокно. Это несъемный метод шинирования, к которому обращаться стали сравнительно недавно. Но на сегодня он очень популярен у пациентов, благодаря многим преимуществам. Стекловолокно в шинировании позволяет сохранить даже сильно расшатанные зубы, при этом почти не страдает их целостность.То есть, зубы не обтачивают и не депульпируют. Стекловолоконная шина не мешает гигиеническим процедурам, равномерно распределяет жевательную нагрузку между фиксированными зубами и отличается высокими эстетическими показателями.

Шинирование с помощью стекловолокна осуществляется в стоматологическом кабинете за один прием. Пациенту проводят местное обезболивание. Вдоль подвижных зубов, на внутренней стороне ряда на глубину 0,5 мм, проделывается бороздка для стекловолоконной нити, которая после укладки закрывается светоотверждаемым пломбировочным материалом. Свет превращает в балку композит со стекловолоконной нитью, благодаря которой зубы сцепливаются неподвижно вместе. Ответственный пациент, внимательно ухаживающий за полостью рта и следующий абсолютно всем советам стоматолога, может рассчитывать на 3-летний срок службы стекловолоконной шины. При этом ему нужно будет раз в год приходить к своему стоматологу для полировки конструкции. Не стоит шинировать передние зубы, если отсутствуют задние. Конструкция может сломаться из-за избыточной жевательной нагрузки на шинированный зубной ряд. Поэтому перед процедурой стекловолоконного шинирования необходимо навести порядок с прикусом и запротезировать недостающие зубные единицы.

2) Вантовое шинирование. Технологически данный метод очень схожий со стекловолоконным. Только для фиксации используется арамидная нить, отличающаяся прочностью, долговечностью, совместимостью с эмалью зубов и отсутствием реакции на пищу или слюну. Процедуру проводят по такой же схеме, что и со стекловолокном. Арамидную ленту укладывают в горизонтальную бороздку и заливают световым композитом. Вантовая технология шинирования имеет те же преимущества, что и стекловолоконная, но считается более физиологичным способом фиксации.

3) Съемные протезы. Металлические кламмеры (крючки) соединяют зубы с помощью шины в единую конструкцию. Ношение съемных протезов стоматолог назначает при отсутствии одного или нескольких зубов. Конструкция заменяет потерянный зуб и одновременно выполняет функцию шинирования для предотвращения болезней пародонта.Она подбирается индивидуально с учетом количества недостающих зубов, деформации ряда, заболеваний десен, вида прикуса, уровня гигиены ротовой полости, наконец, возраста пациента и др.

4) Несъемные протезы или ортопедические коронки, как вариант шинирования применяются при шатании более 4-х зубов. Конструкция выполнена в виде дуги, что позволяет четко и максимально компактно разместиться протезу в ротовой полости. Здесь крайне важно создать такие условия, чтобы нагрузка могла равномерно распределяться по всей поверхности зубов. Процедура шинирования коронками невозможна без депульпирования и обточки, что является минусом технологии. И только после обработки зубы можно покрывать коронками, скрепленными между собой. Данный вариант обеспечивает надежность и долговечность, а при выборе керамики или металлокерамики, высокую эстетичность.

Осложнения и ошибки в шинировании зубов

Среди осложнений при лечении пародонта с использованием шин, может встречаться:

  • обострение патологии;
  • подвижность опорных зубных единиц;
  • удаление зубов при получении оттиска;
  • болезненные ощущения во время обработки зубов;
  • расцементировка шин.

Патологический процесс у больных пародонтозом может наступить вскоре после установки шины. Подобное осложнение возникает при неправильном выборе конструкции шины либо, если шинирование проведено, пренебрегая строгим учетом показаний и противопоказаний к подобному ортопедическому вмешательству. Процедуру необходимо отложить, если патологические процессы часто обостряются и образуются абсцессы, а также при 3-й степени подвижности зубов во рту. Шинирование возможно только после проведения тщательного лечения пародонта и удаления подвижных зубов.

При недостаточной обработке передних зубов и недостаточно точной штамповке коронок может повыситься прикус, а зубы расшататься в переднезаднем направлении. Иногда может отмечаться подвижность зубов-антагонистов после шинирования на одной из челюстей. Это происходит по причине того, что одна группа зубов испытывает усиление механических нагрузок, а другая – ослабление. В таком случае шинируют также и зубы-антагонисты.

Чревата осложнениями кламмерная фиксация зубов. Такие протезы могут расшатывать опорные зубы и травмировать слизистую оболочку. Поэтому лучше не использовать пластиночные протезы, которые фиксируются к зубам только одними кламмерами. Более целесообразный вариант – бюгельные протезы с наличием фиксирующих приспособлений и комбинированных кламмеров, лабильно или полулабильно соединенных с дугой протеза.

У некоторых пациентов при обработке зубов возникает резкая боль, что затрудняет установку шины. При возникновении чувствительности зубы необходимо обработать анестезирующими жидкостями или пастами. При изготовлении шин/протезов во внимание берется, как коэффициент потери эффективности жевательной функции, так и степень нарушения естественного равновесия зубных рядов. Поэтому для фиксации несъемных конструкций необходимо включать сразу несколько зубов, которые окружают дефект. За счет такой фиксации шины-протеза минимизируется нагрузка на опорные зубные единицы. А также дополнительно не расшатываются зубы, не травмируются ткани и не обостряется заболевание.

Шину необходимо правильно закрепить на зубах. Важно не допустить попадание влаги во время цементировки коронок или после цементировки, иначе может произойти рассасывание цемента. Поэтому размеры коронок или колпачков должны строго соответствовать размерам зубов и прилегать плотно к их поверхностям.

Шаткие зубы можно случайно удалить при гипсовом оттиске. Во избежание этой ошибки по вертикали, а также вдоль дефекта зубного ряда, применяют соответствующие разрезы. Однако при использовании подобных разрезов четкость оттиска зубов зачастую нарушается. Поэтому желательно делать разборные отпечатки, состоящие из 2-х частей – оральной и вестибулярной. Такая технология исключает расшатывание зубов, а также случайное их удаление.

Подвижность зубов – нехороший предвестник и огромная проблема для человека. Если своевременно не заняться ее устранением, то вскоре можно и вообще лишиться всех зубов. Поэтому если во рту обнаружили излишнее «шевеление» – срочно обращайтесь к специалисту.

Патологический процесс у больных пародонтозом может наступить вскоре после установки шины. Подобное осложнение возникает при неправильном выборе конструкции шины либо, если шинирование проведено, пренебрегая строгим учетом показаний и противопоказаний к подобному ортопедическому вмешательству. Процедуру необходимо отложить, если патологические процессы часто обостряются и образуются абсцессы, а также при 3-й степени подвижности зубов во рту. Шинирование возможно только после проведения тщательного лечения пародонта и удаления подвижных зубов.

Стоимость шинирования

Цены на шинирования различны. Сумма зависит от материала, от способа лечения, от сложности и особенностей заболевания.

В стоимость шинирования заложена цена рентгена, так как без него невозможно правильно провести диагностику и дальнейшее лечение. Ориентировочно цены на шинирование равняются следующим числам:

  1. Шинирование коронками – 4 000 рублей.
  2. Бюгельное протезирование – 24 000 рублей.
  3. Шинирование трех зубов с боковой стороны – 5 000 рублей.
  4. Стекловолоконное шинирование зубов – 7 000 рублей.


Моя сестра делала себе шинирование зубов. Несколько раз ходила к врачу. У нее был какой-то особый случай. Мучилась она. Но сейчас все нормально. Помню, что мы дорого с родителями за это лечение заплатили: больше двадцати тысяч рублей. Было давно, сестра уже не вспоминает об этом. А я почему-то помню. Лечение просто было дорогим!

Характеристика шинирующей аппаратуры

Интердентальная шина. Интердентальная шина в сочетании со съемной шиной обеспечивает перераспределение всех компонентов жевательного давления. Шина представляет собой введенный с боковых сторон двух соседних зубов гантелеобразный металлический штифт (можно применять крампон фарфоровых зубов). Перед изготовлением шины тщательно проверяют окклюзион-ные контакты и в случае неравномерности их стачивают участки, блокирующие движение челюсти. По рентгенограмме определяют зоны безопасности твердых тканей с тем, чтобы при препаровке не вскрыть пульповую камеру. У зубов оральной группы полости располагают с оральной стороны в зоне между режущим краем и зубным бугорком, но так, чтобы от режущего края до начала полости было не менее 2 мм. У жевательных зубов полость создают с жевательной поверхности, отступя 2—3 мм от края, глубиной не менее 2 мм. В центре полости алмазным бором делают углубление. Затем конусовидным бором создают ровное основание полости с небольшим подъемом. Полость должна иметь форму усеченной пирамиды, усеченная сторона которой выходит на окклюзионную поверхность. После создания полости в соседнем зубе их соединяют поперечным пазом. В полость для контроля вводят штифт, заполняют ее быстротвердеющей пластмассой, и в незатвердев-шую пластмассу вводят штифт. Излишки удаляют тампоном, смоченным в воде. Обработка эмали 37—50 % пастой ортофосфорной кислоты позволяет частично растворить межпризменное вещество и тем самым значительно увеличить площадь соединения пломбировочного материала с полостью. После отвердения пластмассы проверяют окклюзионные контакты и приступают к созданию подобных полостей в других зубах, подлежащих включению в единый блок при помощи шины данного вида (рис. 2).

Бюгельный протез с дробителем нагрузки. Наиболее простым, но весьма эффективным амортизатором является соединение шинирующих кламмеров с седловидной частью протеза при помощи рессорного ответвления. В данных конструкциях при погружении искусственных зубов значительная часть вертикального давления передается на слизистую оболочку и меньшая часть — на опорные зубы в области соединения рессорного ответвления с многозвеньевыми кламмерами. Таким образом, зубы, граничащие с дефектом, не получают дополнительной нагрузки при давлении седловидной части протеза. Чем длиннее рессорное ответвление и выше модуль упругости сплава, тем значительнее величина амортизирующего момента в этой конструкции, тем больше нагружается слизистая оболочка протезного ложа (рис. 3).

Шины, стабилизирующие зубной ряд. Сагиттальная стабилизация. Для медикаментозного лечения необходимо оставлять свободный доступ к слизистой оболочке десневого края и патологическим карманам. С этой целью для шинирования группы жевательных зубов с одной из сторон челюсти можно использовать мосто-видный протез. Причем опорные коронки или полукоронки не продвигают за линию десневого края.

Фронтально-сагиттальная стабилизация слагается из взаимной амортизации сил, наиболее травмирующих пародонт во время откусывания или разжевывания пищи. Благодаря фронтально-сагиттальной стабилизации откусывание пищи не происходит травматично, так как не возникает сагиттального отклонения группы фронтальных зубов (рис. 4).

Парасагиттальная стабилизация может быть осуществлена применением опирающегося протеза или комбинации съемных и несъемных частей шин. Эта стабилизация обеспечивает, кроме вертикальной разгрузки, еще и горизонтальную (рис. 5).

Стабилизация зубного ряда по дуге осуществляется в тех случаях, когда уравновешивание системы и обеспечение необходимой выносливости сохранившихся зубов к жевательной нагрузке могут быть достигнуты только активизацией всех имеющихся резервов пародонта. Такая стабилизация является более сильной, так как в ней участвуют все зубы (рис. 6).

Шина Мамлока. Шина изготавливается на депульпированные зубы, состоит из литой пластинки, плотно прилегающей к оральной поверхности зубов со штифтами, проходящими через шину и внедряющимися в каналы корней. Шина незначительно охватывает режущий край и оральную поверхность зубов. Она прочна и сравнительно легко изготавливается. Недостаток ее заключается в том, что создаются ретенционные места, которые затрудняют очистку зубов, нарушается соблюдение гигиены и затрудняется проведение медикаментозной и хирургической терапии (рис. 7).

Шина Треумана. Шинирование осуществляется с помощью литой пластинки, фиксированной с оральной стороны к зубам и привинчиваемой штифтами,проходящими через вещество зуба между режущим краем и пульпой (рис. 8). В дальнейшем эта шина претерпела ряд модификаций (по Витковскому, Вольфу). Это сделало ее более эстетичной.

Читайте также:  Средства гигиены полости рта: для чистки и ухода

Несъемная шина по Когану. Вначале изготавливаются штампованные полукоронки до экватора зуба. Зубы совершенно не обрабатываются. Жевательная поверхность коронок выпиливается с учетом контактных пунктов антагонистов. Можно использовать такие же полукоронки при изготовлении мостовидных протезов, усилив систему лапками кламмеров, охватывающими зубы со стороны недостающих промежуточных зубов.

Шинирующие коронки штампуются строго по зубам без их моделировки. Жевательная поверхность у коронок выпиливается в контактных точках с антагонистами врачом непосредственно в полости рта. Готовый протез цементируется обычным способом (рис. 9).

Бюгельный протез по Румпелю. Протезы могут быть сконструированы из сочетания несъемных и съемных элементов. В этом случае рельсы, укрепленные между коронками, служат опорой для протеза и связывают в единый блок одиночно стоящие зубы (иногда несколько подвижные). Контррельсы в съемной части протеза создают ему хорошую устойчивость на челюсти. Рельсы могут применяться только в том случае, если останется достаточно места для тела протеза и искусственных зубов.

Этапы изготовления протеза следующие:

  • 1) на опорные зубы делаются коронки (желательно параллельные);
  • 2) заготавливаются и припасовываются рельсы;
  • 3) изготовляются чехол и контррельсы из тонкого металла, чехол обжимается с трех сторон, спрессовывается и снимается с рельсы;
  • 4) коронка подогревается на пламени, снимается с модели, из нее удаляется воск, затем коронка вновь устанавливается на место; рельсу между коронками скрепляют липким воском и спаивают;
  • 5) коронки с припаянной рельсой устанавливаются на модель, и на них накладывают контррельсу, затем моделируют базис из воска, удаляют недостающие зубы на модели, загипсовывают в кювету и обычным способом вытравляют воск, а затем заменяют его на пластмассу;
  • 6) отделывают и полируют протез.

Автор считал, что чем лучше удается скомпенсировать вредные горизонтальные компоненты, тем сильнее можно нагружать опорные зубы вертикально (рис. 10).

Временная пластмассовая шина по Новотну. Предложенная шина делается из быстротвердеющей пластмассы. Предварительно в межзубные промежутки вдавливается воск, который изолирует межзубные сосочки от будущей пластмассы. Готовую для употребления пластмассу вводят с язычной стороны в межзубные промежутки и наносят ее слоем толщиной 1—1,5 мм от режущего края до зубного бугорка так, чтобы пластмасса вышла на вестибулярную сторону. После ее отвердения удаляют воск, обрабатывают и полируют шину (рис. 11).

Съемный шинирующий протез с литой каппой. Такой протез разгружает подвижные зубы от вертикальной нагрузки. Он может состоять из бюгельного протеза и штампованных или, лучше, литых капп фронтального участка. Самый точный метод изготовления — это керамическая модель, при помощи которой можно отлить каппы и бюгельный каркас вместе с одним блоком (рис. 12).

Пластинка с вестибулярной дугой применяется при смещении зубов и травмах. Диаметр проволоки для создания дуги — 0,4—0,6 мм (рис. 13).

Съемный протез с вестибулярной дугой и наклонной плоскостью применяют при наличии дефектов зубных рядов (рис. 14).

Шина с пальцевидными отростками из проволоки диаметром 0,4 мм применяется при наложении одного зуба на другой (рис. 15).

Съемная подвижная шина по Ельбрихту. Шина состоит из вестибулярного и орального многозвеньевого кламмеров в сочетании с элементами перекидного кламмера, окклюзионных накладок и вестибулярных отростков. Этот вид шин надежно удерживает их от смещения силами, воздействующими под углом или горизонтально. Шину надо изготавливать при помощи керамической модели из КХС (рис. 16).

Съемная шина с дентоальвеолярными Т-образными кламмерами. Хороший эффект лечения можно получить, применяя съемные шины, у которых ретенционная часть кламмеров расположена со стороны гингивальной поверхности, т. е. над экватором (для верхней челюсти) и под экватором (для нижней челюсти). Т-образный кламмер, идущий от оральной дуги, располагаясь под экватором, удерживает зубы от смещения не только в вестибулярном, но и в вертикальном направлении. Литая шина из КХС отливается на керамической модели, компенсирующей усадку сплава в процессе литья (рис. 17).

Цельнолитые коронки с облицовкой. При шинировании цельнолитыми коронками, отлитыми при помощи керамической модели, компенсирующую усадку в процессе литья необходимо проводить с учетом следующих правил: цельнолитая коронка весьма точна, плотно охватывает шейку зуба и не травмирует краевой пародонт. Точное воспроизведение уступа на уровне края десны, а затем повторение его на литой коронке позволяют на этом уровне встык с металлом разместить пластмассовую (или фарфоровую) облицовку и тем самым предупредить травму десневого края с сохранением косметического эффекта (рис. 18).

Опирающийся протез с парасагиттальной стабилизацией осуществляется применением опирающегося протеза или комбинацией съемных и несъемных частей шин. Такая стабилизация, кроме вертикальной разгрузки, обеспечивает горизонтальную разгрузку пораженного опорного аппарата зубов (рис. 19).

Частично подвижная съемная шина. При пародонтозе, когда отсутствуют один или несколько зубов, можно сделать микропротез, который возмещает потерянные зубы и одновременно шинирует рядом стоящие. Изготавливается группа цельнолитых различной формы и фасонов кламмеров в зависимости от необходимости подхвата подвижных зубов. Одновременно готовится частичный протез из пластмассы, который возмещает утраченные зубы. Укрепляя шинирующую аппаратуру в пластмассовый базис протеза, получаем единый блок, связывающий и стабилизирующий подвижность зубного ряда (рис. 20).

Несъемная шина по Когану. Вначале изготавливаются штампованные полукоронки до экватора зуба. Зубы совершенно не обрабатываются. Жевательная поверхность коронок выпиливается с учетом контактных пунктов антагонистов. Можно использовать такие же полукоронки при изготовлении мостовидных протезов, усилив систему лапками кламмеров, охватывающими зубы со стороны недостающих промежуточных зубов.

Постоянные и съемные шины

Шинирование. В ходе этой манипуляции объединяют группы зубов в единый блок при помощи специальных ортопедических аппаратов. Таким путем достигают уменьшения подвижности отдельных зубов и более равномерного распределения жевательной нагрузки на все оставшиеся зубы.

Существует много различных конструкций съемных и несъемных шин. По продолжительности действия они делятся на временные и постоянные.

Шинирование. В ходе этой манипуляции объединяют группы зубов в единый блок при помощи специальных ортопедических аппаратов. Таким путем достигают уменьшения подвижности отдельных зубов и более равномерного распределения жевательной нагрузки на все оставшиеся зубы.

Существует много различных конструкций съемных и несъемных шин. По продолжительности действия они делятся на временные и постоянные.
Временные шины накладывают на небольшой срок — от нескольких недель до нескольких месяцев. Шинирование проводят для иммобилизации зубов во время терапевтического и хирургического лечения, что способствует заживлению тканей и закреплению эффекта лечения. Временные шины применяют также после ортодонтического лечения, в качестве ретенционных аппаратов. Кроме того, с помощью такого шинирования сохраняют оставшиеся зубы в период подготовки полости рта к протезированию. С этой целью в качестве временной шины могут быть использованы так называемые непосредственные иммедиат-протезы, которые применяют при множественном удалении зубов.

Иммедиат-протезы снимают чрезмерную нагрузку на оставшиеся зубы за счет передачи давления на слизистую оболочку протезного ложа. Шинирующие элементы таких протезов обеспечивают иммобилизацию подвижных зубов и повышают эффективность терапевтического лечения. Иммедиат-протезы способствуют заживлению раны после удаления зубов. Восстанавливая непрерывность зубных рядов, они предотвращают смещение и наклон соседних с дефектом зубов. Непосредственное (временное) шинирование и протезирование после множественного удаления зубов устраняет психическую травму у больных и позволяет им выполнять свои профессиональные обязанности.

Кроме иммедиат-протезов в качестве временных могут быть использованы проволочные шины, а также различные конструкции из быстротвердеющих пластмасс.

Постоянные шины используют для длительной иммобилизации подвижных зубов, равномерного распределения жевательного давления на оставшиеся зубы и альвеолярные отростки, восстановления единства и целостности зубных рядов, устранения эстетических дефектов, нормализации функции жевания и речи.

В качестве постоянных шин применяют как несъемные, так и съемные конструкции. К несъемным относятся колпачковые шины, интрадентальные парапульпарные и штифтовые, спаянные полукоронки, экваторные или полные коронки, балочные, вкладочные шины в сочетании с экваторными коронками. Последние четыре вида шин применяют для иммобилизации боковых зубов.

Несъемные шины обеспечивают надежную фиксацию подвижных зубов и нивелируют вертикальные, передне-задние и трансверзальные окклюзионные функциональные нагрузки (силы). Они способствуют нормализации функции жевания и не нарушают речь. К недостаткам этих шин относится необходимость препарирования твердых тканей зубов. Кроме того, несъемные шины ухудшают гигиеническое состояние полости рта. Для изготовления некоторых видов таких шин (штифтовые, интрадентальные) требуются сложная аппаратура, инструментарий и материалы.

Шины из спаянных коронок обеспечивают надежное укрепление подвижных зубов, но, прилегая к десне, они раздражают ткани, отягощают течение воспалительного процесса и мешают проведению терапевтического лечения. Применение этих шин следует ограничивать. Недопустимо продвижение края коронки под десневой край. Предпочтение следует отдать таким конструкциям, которые оставляют свободными шейки зубов и не препятствуют терапевтическому и хирургическому лечению.

Съемные шины не имеют таких недостатков, но не обеспечивают жесткой иммобилизации подвижных зубов в трех направлениях: вертикальном, трансверзальном и мезиодис-тальном. В случае применения этих шин возможны автономные вертикальные движения зубов, что, в известной мере, снижает их эффективность. Несмотря на это, съемные шины с спорно-удерживающими (фиксирующие) элементами разгружают подвижные зубы от мезиодистальных и транс-верзальных (горизонтальных) окклюзионных сил, которые более пагубно действуют на ткани пародонта и усугубляют течение патологического процесса. В связи с этим некоторые конструкции съемных шин и шин-протезов нашли довольно широкое применение в стоматологической практике.

В группу съемных шин входят шина с многозвеньевым кламмером; шина с литой металлической каппой на передние зубы; цельнолитая шина на весь зубной ряд с дугой, когтевидными накладками или формирующими элементами для иммобилизации передних зубов.

Протезирование. Зубное протезирование при пародонтозе и пародонтите осуществляется при помощи несъемных (мостовидных) и съемных протезов различных типов. Нередко в конструкцию этих протезов включают шинирующие элементы (шина-протез). При заболеваниях пародонта и подвижности зубов ограничено применение консольных несъемных протезов, фарфоровых коронок, цельнолитых металлокерамических и металлоакриловых протезов.

Из съемных широкое распространение получили бюгель-ные протезы с различными фиксирующими элементами, в том числе цельнолитые пластинки. Такими протезами можно заменять дефекты различной протяженности и топографии.

В конструкцию бюгельных протезов включают многозвеньевой кламмер, окклюзионные накладки, когтевидные и другие фиксирующие элементы. При заболеваниях пародонта в конструкцию бюгельных протезов включают фиксирующие элементы и окклюзионные накладки для распределения жевательного давления на возможно большее число оставшихся зубов и уменьшения их перегрузки в центральной, передней и боковых окклюзиях. В случае использования бюгельных протезов десневой край, как с вестибулярной, так и с оральной стороны, остается свободным, что позволяет при необходимости беспрепятственно проводить терапевтическое лечение.

Применение протезов таких конструкций дает возможность приваривать искусственные зубы по мере удаления расшатанных зубов.

Шинирование оставшихся зубов и протезирование дефектов зубных рядов при пародонтите и пародонтозе возможны также путем комбинации несъемных и съемных шин-протезов. Основными требованиями при этом остаются обеспечение надежной мобилизации подвижных зубов, устранение перегрузки пародонта, распределение нагрузки на зубы и слизистую оболочку протезного ложа, исключение дополнительного раздражения шинами-протезами тканей маргинального пародонта и создание оптимальных условий для терапевтического и хирургического лечения.

В группу съемных шин входят шина с многозвеньевым кламмером; шина с литой металлической каппой на передние зубы; цельнолитая шина на весь зубной ряд с дугой, когтевидными накладками или формирующими элементами для иммобилизации передних зубов.

Шинирование вкладками и коронками

Шина из вкладок – это металлическая дуга, устанавливаемая на специально подготовленном режущем крае. Крепится конструкция на коронках или штифтах, которые ставятся на опорные зубы. Изготовление такой конструкции достаточно сложно технически. Зубы под коронку требуют препарирования. Выполняется такой вид шинирования обычно на передних зубах.

Спаянные между собой металлические или безметаллические коронки также могут служить шиной. Однако под них необходимо препарирование зубов – чаще всего, это нецелесообразно с медицинской точки зрения. Эстетически выполненные коронки из металлокерамики, фарфора или циркония дороги – и это уже бывает неоправданно со стороны материальной.

Так как заболевания пародонта, в большинстве случаев, сопровождаются дефектами коронки (видимой части зуба) и потерей зубов, возникает необходимость в протезах с шинирующим свойством. Бюгельная конструкция может не только фиксировать больные зубы, но и замещать уже утраченные – то есть, быть по сути шиной-протезом.

Методы шинирования

На вопрос «что такое шинирование зубов?» можно ответить, что принцип процедуры заключается в наложении на внутреннюю поверхность зубов прочной шины. Стоматолог составляет подвижные зубы в одну группу. Чтобы устанавливаемая шина на зубы была зафиксирована надежно, в группу подвижных зубов должны входить два устойчивых зуба.

Шинирование по длительности различают временное и постоянное. Постоянные шины бывают съемными (протезы) и несъемными (проволоки, нити, композитные вещества, ленты).

Шинировать зубы можно при помощи стекловолоконной либо арамидной нити, медной проволоки, коронок или протеза.

Подбор конструкции шины, равно как и выбор метода ее наложения, зависит от:

  • степени повреждения тканей пародонта;
  • локализации и характера патологического процесса;
  • количества отсутствующих зубов;
  • прикуса;
  • состояния зубного ряда.


На вопрос «что такое шинирование зубов?» можно ответить, что принцип процедуры заключается в наложении на внутреннюю поверхность зубов прочной шины. Стоматолог составляет подвижные зубы в одну группу. Чтобы устанавливаемая шина на зубы была зафиксирована надежно, в группу подвижных зубов должны входить два устойчивых зуба.

Читайте также:  После примерки коронки воспалился лимфоузел

Выделяют три степени патологической подвижности зубов:

I. Степень – подвижность зуба в вестибулоязычном направлении;

II. Степень – подвижность зуба в вестибулоязычном и медиадистальном направлении;

III. Степень – подвижность зуба во всех направлениях.

3) Предохранение зубов от действия наиболее опасной для пародонта горизонтальной нагрузки.

Показания к шинированию

На самом деле многие стоматологические заболевания без должного лечения приводят к появлению патологической подвижности и дальнейшему выпадению зубов. Такое явление обычно наблюдается при резорбции челюстной кости на длину более ¼ длины корня. Другими словами, есть конкретная взаимосвязь между степенью расшатанности элемента и атрофией костной ткани, окружающей его. Одним из главных признаков сокращения высоты челюстной кости является обнажение шеек как передних резцов, так и жевательных (боковых) элементов.

Когда при пародонтите отмечается подвижность элементов ряда, скорость резорбции костной ткани многократно возрастает, что приводит к еще большой расшатанности. Получается замкнутый круг. Чтобы предупредить выпадение зубов, их нужно надежно зафиксировать в одном положении. Таким образом, шинирование обычно проводится в рамках комплексного лечения болезней пародонта, а также при механических повреждениях. К другим показаниям эксперты относят следующие состояния:

  • выраженное смещение всего ряда,
  • аномальное расположение отдельных единиц в результате их деформации,
  • подвижность одного, нескольких или всех элементов в ряду,
  • обильные скопления твердых отложений в поддесневых карманах, после удаления которых возможно появление подвижности,
  • заметное обнажение корней на фоне объемных десневых карманов.

Воспаление десен может привести к подвижности зубов

Решение о необходимости шинирования может принять только стоматолог. Для этого ему потребуется досконально изучить клиническую картину, а также результаты рентгенологического обследования.

  • выраженное смещение всего ряда,
  • аномальное расположение отдельных единиц в результате их деформации,
  • подвижность одного, нескольких или всех элементов в ряду,
  • обильные скопления твердых отложений в поддесневых карманах, после удаления которых возможно появление подвижности,
  • заметное обнажение корней на фоне объемных десневых карманов.

Воспаление десен может привести к подвижности зубов

Шинирование бюгельными протезами

Протезирование бюгельным шинирующим протезом предполагает устранение подвижности зубов при помощи съемной конструкции. Такой протез актуален при заболеваниях пародонта. Он спасает оставшиеся в лунках зубы и заменяет уже утраченные. Металлическая дуга протеза плотно прилегает к внутренней стороне зубов и фиксируется за счет специальных креплений. Опорные зубы, на которых закрепляется конструкция, обычно прячутся под коронки, чтобы нагрузка с двигающихся зубов равномерно распределялась на здоровые зубы и челюсть.

Конструкция бюгельного типа подбирается для каждого пациента индивидуально с учетом количества и состояния утраченных зубов, прикуса, возраста, а также некоторых иных факторов.


Протезирование бюгельным шинирующим протезом предполагает устранение подвижности зубов при помощи съемной конструкции. Такой протез актуален при заболеваниях пародонта. Он спасает оставшиеся в лунках зубы и заменяет уже утраченные. Металлическая дуга протеза плотно прилегает к внутренней стороне зубов и фиксируется за счет специальных креплений. Опорные зубы, на которых закрепляется конструкция, обычно прячутся под коронки, чтобы нагрузка с двигающихся зубов равномерно распределялась на здоровые зубы и челюсть.

ШИНИРОВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ

ШИНИРОВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ — иммобилизация челюстей при их переломах, а также при заболеваниях пародонта с помощью специальных приспособлений (шин) из металла, пластмассы или подручного материала.

Различают временную (транспортную) и постоянную (лечебную) иммобилизацию. Временную иммобилизацию осуществляют путем наложения повязок или лигатурного связывания зубов, постоянную — главным образом назубными проволочными шинами, реже зубонадесневыми и надесневыми шинами.

Временная иммобилизация при переломах челюстей, заключающаяся в фиксации отломков, имеет целью уменьшить боль и травматизацию мягких тканей острыми краями поврежденных костей, при обширных повреждениях нижней челюсти со значительным смещением отломков она устраняет опасность асфиксии. Временная иммобилизация не обеспечивает устойчивой фиксации отломков в правильном положении, поэтому применение ее допустимо лишь на период транспортировки больного в ближайшее специализированное лечебное учреждение. Временная иммобилизация, продолжающаяся более 1—2 суток, особенно при наличии резко смещенных или подвижных отломков, затрудняет последующую репозицию и может способствовать сращению отломков в неправильном положении.

Наиболее простой способ временной иммобилизации при переломах нижней челюсти — фиксация ее к неповрежденной верхней путем кругового бинтования через голову (под нижнюю челюсть подкладывают дощечку, обернутую ватой и марлей) или наложения пращевидной повязки (см. рис. 5 к ст. Десмургия). Более удобны стандартные повязки: мягкая матерчатая шина-праща Померанцевой — Урбанской, удерживаемая на голове с помощью резиновых полосок, укрепленных на лоскуте ткани; жесткая шина-праща, имеющая опорную головную шапочку, к которой праща крепится с помощью резиновых полосок (см. рис. 9 к ст. Стоматологическая техника).

При переломах верхней челюсти временную иммобилизацию осуществляют с помощью подручных средств, например деревянной планки или линейки, которую подводят под зубы и подвязывают за концы к круговой повязке, наложенной на свод черепа (рис. 1). В некоторых случаях при незначительном повреждении верхней челюсти и неповрежденной нижней с сохранившимся зубным рядом, временная иммобилизация достигается наложением шины-пращи. Стандартная металлическая верхнечелюстная шина, используемая для транспортной иммобилизации, состоит из шины-ложки, вставляемой в ротовую полость, с боковыми стержнями, расположенными снаружи по обеим сторонам верхней челюсти.

Стержни служат для крепления шины с помощью резиновых полосок к опорной головной шапочке (рис. 2). При наложении шины ее внутриротовую часть выстилают ватно-марлевой прокладкой.

Лигатурное связывание зубов (лигатурная повязка) с целью временной иммобилизации показано при наличии не менее двух устойчивых зубов на каждом из отломков. Зубы связывают на одной челюсти (одночелюстное связывание) или на обеих, а затем соединяют (межчелюстное связывание). Фиксация отломков путем наложения лигатурной повязки допустима на срок не более 3—4 дней из-за опасности расшатывания зубов. Методика лигатурного связывания зубов проста; такая повязка мажет быть наложена в любом медицинском учреждении. Под местной анестезией проводят репозицию отломков. Затем бронзоалюминиевую проволоку толщиной 0,2—0,5 мм, длиной 6—8 см проводят с помощью анатомического пинцета в межзубный промежуток, охватывают два соседних зуба в области шеек, выводят конец проволоки наружу, соединяют оба конца и скручивают по часовой стрелке. Такие лигатуры накладывают по обе стороны от перелома и соединяют между собой, достигая скрепления отломков. Концы лигатур подгибают таким образом, чтобы они не травмировали слизистую оболочку ротовой полости. Более удобен способ, предложенный Айви (R. Н. Ivy). Отрезок проволоки длиной 6—8 см сгибают пополам в виде шпильки и скручивают так, чтобы образовалась небольшая петля (рис. 3). Концы проволоки вводят между зубами, намеченными для фиксации, и, обмотав ими вокруг шейки двух соседних зубов, выводят на наружную их поверхность, протаскивают через петлю и связывают между собой, скручивая по часовой стрелке. При необходимости межчелюстного связывания лигатурные повязки накладывают на зубы-антагонисты и соединяют отрезком проволоки, пропущенным через петли лигатур.

Постоянную иммобилизацию применяют в основном при переломах нижней челюсти. Для этого используют шины, изготавливаемые вне-лабораторным и лабораторным способами. Внелабораторным способом изготавливают более простые, главным образом назубные проволочные шины и шины из быстро-твердеющей пластмассы; лабораторным способом (в специальных зуботехнических лабораториях) — сложные шины по оттискам, снятым с челюстей больного. Сложные шины нередко представляют собой репонирующие и иммобилизирующие аппараты.

Шинирование при переломах нижней челюсти в основном производят с помощью назубных проволочных шин. Метод предложен в 1915 году С. С. Тигерштедом. Перед наложением назубных шин отломки челюсти репонируют под проводниковой анестезией. Проволочные шины изготовляют вручную, моделируя их по величине и форме зубной дуги пострадавшего и в зависимости от локализации перелома, его характера, наличия зубов на отломках челюстей. Для этого используют алюминиевую проволоку диаметром около 2 мм; шину привязывают к зубам лигатурными повязками из бронзоалюминиевой проволоки.

Одночелюстную гладкую шину (гладкая скоба) применяют при линейных переломах нижней челюсти, легко вправимых, расположенных в пределах зубного ряда, при наличии не менее 2—3 устойчивых зубов на каждом отломке (рис. 4, а, б, в). При небольших дефектах в зубном ряду накладывают шину с распорочным изгибом (рис. 4, г). В случаях, когда большой отломок смещается в сторону перелома, используют шину с наклонной плоскостью (рис. 4, д). В большинстве случаев при переломах нижней челюсти используют шину с зацепными петлями (рис. 4, е).

Зацепные петли на шине изгибают с таким расчетом, чтобы они соответствовали наружной щечной или губной выпуклости зуба, а не межзубному промежутку. Привязав зацепные шины к зубам, верхнюю и нижнюю челюсти соединяют резиновыми кольцами, создавая тягу в определенном направлении для обеспечения репозиции отломков и восстановления правильного прикуса (межчелюстная фиксация). Существуют усовершенствованные шины с зацепными петлями. Так, в модификации А. И. Степанова на гладкую шину до ее закрепления на челюсти надевают готовые крючки; Г. А. Васильевым разработана стандартная назубная ленточная шина с зацепными крючками, которую фиксируют на челюсти лигатурной проволокой.

Зубонадесневые и десневые шины применяют при переломах нижней челюсти с беззубыми отломками, дефектами костной ткани, при локализации перелома вне зубного ряда. Их изготавливают из пластмассы лабораторными методами. К этому виду шин принадлежит шина Вебера, представляющая собой пластинку, напоминающую съемный ортопедический протез. При локализации перелома за зубным рядом используют шину Вебера с наклонной плоскостью, которая предотвращает смещение большого отломка в сторону перелома. Шина Порта служит для иммобилизации отломков при отсутствии зубов на обеих челюстях. Она состоит из двух пластинок — для верхней и нижней челюсти, сваренных между собой; в переднем отделе шины имеется отверстие для приема пищи.

Шины из быстротвердеющей пластмассы применяют для иммобилизации отломков при переломе челюстей различной локализации. Этот вид шин показан при переломах челюстей в сочетании с лучевыми поражениями. Фиксацию шин к зубам осуществляют с помощью капроновой нити или бронзоалюминиевой проволоки. При дефекте зубного ряда в области перелома иммобилизацию отломков можно произвести с помощью капп (см.) из быстротвердеющей пластмассы, изготовленных в форме мостовидного протеза.

Одночелюстную и межчелюстную фиксацию можно осуществить с помощью колпачковых шин, которые штампуют из одного куска листового металла для каждого зуба или для нескольких зубов в виде каппы.

При невозможности иммобилизации с помощью шин, например при чрезмерном смещении фрагментов, дефектах костной ткани, наличии беззубых отломков, а также при необходимости более раннего восстановления функции челюсти применяют оперативные методы лечения с использованием внеротовых методов фиксации и различных способов остеосинтеза (см. Челюсти).

Шинирование при заболеваниях пародонта — объединение группы зубов в единый блок с целью иммобилизации подвижных зубов и распределения жевательного давления на сохранившиеся зубы.

Временное шинирование зубов осуществляют при обострении заболевания, оперативных вмешательствах, после перемещения зубов при применении ортодонтических методов лечения (см.). Постоянные шины используют как лечебные аппараты для иммобилизации зубов на продолжительное время.

Шины могут быть съемными и несъемными, а по протяженности — цельными (для всей челюсти) и частичными (для группы зубов). Несъемные шины обеспечивают длительную и прочную фиксацию, удобны, отвечают косметическим требованиям, однако недостатком этого вида шин является необходимость препарирования зубов. Из съемных шин наиболее надежно устраняют функционные перегрузки пародонта бюгельные шинирующие протезы. Шина-протез представляет собой металлический каркас, одним из основных элементов которого является соединяющая дуга (бюгель). Дуга может быть широкой или узкой, в ряде случаев иметь форму рамы. В каркасе протеза имеются фиксирующие и разгружающие приспособления в виде удерживающих и опорно-удерживающих кламмеров (см. Зубные протезы) различной конструкции — когтевидных, кольцевидных, непрерывных многозвеньевых, с окклюзионными накладками (цветн. рис. 1—4). Как правило, в протезе имеются искусственные зубы, восполняющие дефекты зубных рядов.

3аусаев В. И. и др. Хирургическая стоматология, с. 348, М., 1981; Руководство по ортопедической стоматологии, под ред. А. И. Евдокимова, М., 1974; Руководство по хирургической стоматологии, под ред. А. И. Евдокимова, М., 1972.

Шинирование при переломах нижней челюсти в основном производят с помощью назубных проволочных шин. Метод предложен в 1915 году С. С. Тигерштедом. Перед наложением назубных шин отломки челюсти репонируют под проводниковой анестезией. Проволочные шины изготовляют вручную, моделируя их по величине и форме зубной дуги пострадавшего и в зависимости от локализации перелома, его характера, наличия зубов на отломках челюстей. Для этого используют алюминиевую проволоку диаметром около 2 мм; шину привязывают к зубам лигатурными повязками из бронзоалюминиевой проволоки.

Окклюзионные шины или каппы

Декомпрессионная шина используется при лечении явления компрессии в верхнем или заднем отделах ВНЧС, характеризующегося сдавливанием мягкотканных образований (суставной капсулы, мышц, связок) костными структурами сустава, которые в норме разобщены нормальной высотой окклюзии. Компрессия может возникать при отсутствии боковых зубов, генерализованном повышенном стирании, ошибках при ранее проведенном протезировании по причине неадекватной регистрации центрального соотношения или высоты нижнего отдела лица.

Ссылка на основную публикацию