Диагностика стоматита у детей и взрослых: анализы, осмотр, сбор анамнеза

Основные симптомы, которые легко распознать

Симптоматика зависит от вида стоматита, но самыми типичными являются такие признаки:

  • жжение во рту;
  • болевые ощущения при приеме пищи;
  • повышение температуры тела;
  • появление язвочек, ранок на слизистой оболочке рта;

Самая легкая форма болезни — катаральная. Основные проявления:

  • покраснение слизистых оболочек и кровоточивость десен;
  • увеличение объема слюны;
  • возникновение болей во время еды;
  • появление гнилостного запаха изо рта.

Осложнение катарального стоматита может привести к язвенному проявлению. Тогда на слизистых оболочках возникают язвочки с белым налетом, появление которых сопровождается резким повышением температуры тела и увеличением лимфоузлов. Этот вид заболевания сопровождается головными болями и усталостью. Герпетическая форма недуга проявляется лихорадочным состоянием и общей ослабленностью организма, а также болью во рту. Отсюда затруднения в приеме пищи и проблемы со сном у ребенка.


Часто болезнь возникает на фоне ослабления иммунитета после перенесенных ОРВИ, ангины или переохлаждения. Обострению способствуют проблемы с ЖКТ, травматизм в лечении стоматологических заболеваний, затруднения в росте зубов. Вирус герпеса чаще всего становится причиной стоматитов у детей. Источником заражения могут быть герпетические высыпания на теле других членов семьи.

Методы диагностики

Помимо привычного опроса и осмотра, проводят:

  • клинический анализ крови;
  • исследование крови на глюкозу;
  • бакпосев материала из полости рта, ПЦР;

Особое внимание врачи должны уделять осмотру детей, проводить тщательную дифференциальную диагностику, чтобы избежать ошибок.


• Недомогание, головная боль, незначительное повышение температуры тела;
• Обильное слюнотечение
• Появление язвочек в ротовой полости;
• Отек слизистой оболочки ротовой полости;
• Боль при приеме пищи, дискомфорт.

Как проводят диагностику при стоматите?

Может показаться, что диагностика стоматита – задача не такая уж и сложная. Тем не менее, многие патогены, вызывающие стоматит, достаточно разнятся. В итоге лечение пострадавших от этой болезни не всегда эффективно, и не в каждой ситуации удается достичь полного избавления от инфекции. Поэтому, когда врач нацелен на окончательное избавление пациента от стоматита, ему стоит задуматься о сдаче крови пациента на анализ.

  • Анализ крови (клинический и на содержание глюкозы).
  • Бактериальный посев материала из ротовой полости (ПЦР).

Диагностика и лечение различных видов стоматита

Наш эксперт – кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии РГМУ Игорь Копецкий.

Самый распространенный вид стоматита среди детей – острый герпетический. По статистике, на него приходится более 80% случаев всех заболеваний слизистой оболочки полости рта у детей.

Кто занимается воспалением во рту у ребёнка

Болезнь может появиться как у новорождённых, так и после года как инфекционный процесс.

Детей старше года следует в первую очередь показать детскому стоматологу для назначения лечения. Грудничков принимает педиатр, который также может провести дополнительные обследования.

Как и взрослых, педиатр для дополнительного осмотра направляет детей к иммунологам, инфекционистам, аллергологам. Важно помнить, что детский стоматит вылечить сложнее, поэтому при обнаружении самых первых признаков необходимо сразу отвести ребёнка к педиатру.

Детей старше года следует в первую очередь показать детскому стоматологу для назначения лечения. Грудничков принимает педиатр, который также может провести дополнительные обследования.

Последствия стоматита

Как правило, у здоровых детей при правильном лечении стоматит проходит без последствий и вреда для организма всего за несколько дней. При сниженном иммунитете или несоблюдении рекомендаций врача стоматит может приводить к следующим осложнениям:

  • пародонтозу (разрушению тканей, окружающих зуб);
  • распространению воспаления на окружающие органы;
  • разрушению зубной эмали;
  • переходу заболевания в хроническую форму.
  • кислые овощи и фрукты;
  • острую и соленую пищу;
  • сухие блюда и хлеб (либо его нужно размачивать перед употреблением);
  • любую грубую и жесткую пищу.

Классификация стоматита у детей

В зависимости от этимологии и фактора воздействия на слизистые различают следующие разновидности:

Герпетический или вирусный

Обусловлен внедрением вируса простого герпеса 1 типа и может иметь у детей две формы — острый первичный и вторичный рецидивирующий. У новорожденных и младенцев, находящихся на грудном вскармливании, встречается редко благодаря наличию в организме большого количества антител, получаемых от матери. Именно по этой причине проявления первичного стоматита во многом зависят от того возраста, когда организм впервые знакомится с вирусом данного типа. Количество полученных с материнским молоком антител убывает постепенно, и на их фоне организм гораздо легче справляется с инфекцией. Поэтому первичный острый стоматит герпетического типа у маленьких детей в большинстве случаев протекает незаметно или в легкой форме. Заражение в более позднем возрасте протекает остро и с выраженными симптомами интоксикации.

Наиболее распространенные пути заражения — предметы быта, игрушки, тесный контакт с носителями, воздушно-капельный.

Симптомы герпетического стоматита:

  • изъязвления на слизистой одновременно в нескольких местах примерно одинакового вида и размера;
  • повышение температуры, часто до высоких значений и еще до появления первых высыпаний;
  • волнообразное повторное появление болезненных язвочек, которое каждый раз сопровождается подъемом температуры;
  • припухание десен, их покраснение;
  • изо рта ощущается неприятный гнилостный запах.

Кандидозный стоматит

В народе принято называть детской молочницей. Чаще других этой форме подвержены дети до 3-летнего возраста. Имеет грибковую природу, вызывается дрожжеподобным грибком Candida. Данному типу стоматита предшествует чувство жжения во рту, чрезмерная сухость пораженной слизистой, неприятный привкус и запах. Ребенок ведет себя беспокойно, отказывается от еды, нарушается его сон. Вскоре внутренняя сторона щек, язык, десна и даже губы покрываются мелкими белесыми точками, число которых быстро растет, сливаясь и формируя плотный белый налет творожистой консистенции. В запущенных случаях он приобретает грязно-серый цвет. Удалить налет практически невозможно, под ним обнаруживается отечная воспаленная поверхность, которая при малейшем физическом воздействии начинает кровоточить.

Ангулярный стоматит

Иногда рассматривается как разновидность кандидозного, поскольку может быть вызван теми же грибками Candida или стрептококками. В этом случае поражаются уголки губ, из-за чего ребенку трудно открыть рот, принимать пищу и даже разговаривать. Среди детей чаще встречается в школьном возрасте. При поражении стрептококками на поверхности язв образуется гнойная корочка, которая при удалении тут же нарастает вновь. Заболевание носит рецидивирующий характер.

Афтозный стоматит

Точные причины возникновения не установлены, но можно выделить ряд провоцирующих факторов.

  • Аллергические реакции на еду, лекарственные препараты и микроорганизмы.
  • Сбои в работе иммунной системы.
  • Хронические патологические процессы в ЖКТ.
  • Стафилококковая инфекция.

Наибольший охват детской аудитории — школьный возраст.

Афтозному стоматиту сопутствует следующая симптоматика: повышение температуры, потеря аппетита, жжение и зуд во рту. Вскоре в ротовой полости появляются болезненные язвочки белого цвета с красным окаймлением — афты, которые имеют характерные для этого типа болезни четкие и ровные края. Сверху афты покрыты мутной пленкой.

Бактериальный стоматит

Одна из болезней «грязных рук». Причиной развития становится попавшая в рот бактериальная инфекция. Особенно быстро внедрение происходит при нарушении целостности слизистой — ранка во рту, прикушенная внутренняя поверхность щек или губ, только что прорезавшийся зуб и т.п. К этой же форме заболевания относятся инфекции, полученные при прохождении через родовые пути, особенно в случае заболевания матери венерическими заболеваниями, скарлатиной и пр.

Внешняя симптоматика напрямую зависит от вида бактерий, а ее проявление — от состояния иммунной системы ребенка. Часто проявляется воспалением десен или появлением на них грязно-серой пленки. Ребенок испытывает боль во время еды, особенно резкую при употреблении острых и маринованных блюд, цитрусовых и т.д. Слизистая рта отечна и приобретает более темный оттенок, жжет и чешется. Затем на ней появляются пузырьки, которые быстро изъязвляются или трескаются, начинают кровоточить. Процесс очень болезненный и сопровождается гнилостным специфическим запахом изо рта. На фоне этого часто поднимается до высоких значений температура, болит голова и суставы, могут присутствовать симптомы отравления организма. Ребенок становится слабым, вялым и капризным.

Кроме того, выделяют стоматит вазикулярный (вирус, полученный от насекомых или животного), катаральный (для него характерно рецидивирующее течение со стертой симптоматикой) и язвенный (самостоятельная форма или осложнение катарального вида).

Общими симптомами для любой формы стоматита является повышенная температура, изъязвление слизистых ротовой полости и увеличение лимфоузлов.

Лечение стоматита направлено на устранение причины заболевания и его болезненной симптоматики. Большое значение имеет правильный уход за ребенком в этот период. Важно исключить твердую и раздражающую пищу, она не только вызывает сильную боль у ребенка, но и травмирует воспаленную слизистую, тем самым осложняя течение и увеличивая риск повторного инфицирования. Врач выписывает анальгезирующие и антисептические препараты для обработки полости рта, противовирусные и противовоспалительные средства, иммуномодуляторы.

Диагностика стоматита у детей и взрослых: анализы, осмотр, сбор анамнеза

Исследование протезируемого больного с потерей зубов, точно так же как исследование других больных, состоит из общерегистрационных сведений, анамнеза и объективного исследования. Субъективное исследование дает представление о динамике заболевания, об общем состоянии всего организма. Объективное исследование дает представление главным образом о статике (состоянии) данного органа.

Выясняя общее самочувствие больного, врач одновременно узнает о компенсаторных возможностях организма, о его реактивной способности. А это очень важно, ибо истинное представление о динамике болезни, о характере и тяжести ее течения врач получает не по одним патологическим изменениям, происшедшим в заболевшем органе, а по работоспособности и состоянию всего организма в целом. Кроме того, иногда данные, собранные в анамнезе, имеют большее диагностическое значение, чем объективное исследование.

Так, например, жалоба на затрудненное глотание у больных с патологией пищевода имеет не меньшее диагностическое значение, чем рентгеноскопия пищевода. Недаром основоположник крупнейшей терапевтической школы Г. А. Захарьин придавал большое значение субъективному методу исследования и «довел собирание анамнеза до высоты искусства».

Не следует считать, что существует резкая грань между субъективными и объективными данными. Вообще субъективные показатели больного являются результатом работы мозга, а работа мозга отражает воздействие внешней и внутренней среды организма, т. е. объективную реальность (А. Г. Иванов-Смоленский). Больной во время собирания анамнеза рассказывает о своих ощущениях, а ощущения, по И. М. Сеченову, и субъективны, и объективны.

И. П. Павлов писал, что ощущения представляют собой простейшие субъективные сигналы «объективных отношений организма к внешнему миру». Субъективное исследование, таким образом, играет большую роль в правильном лечении больного; им ни в коем случае не следует пренебрегать.

Читайте также:  Ортодонтическая соска: виды, как ухаживать, как выбрать

Анамнез жизни составляется, как известно, из данных разного характера. К ним относятся биографические сведения (возраст и др.), сведения об условиях труда и быта, о патологической наследственности (туберкулез, сифилис, алкоголизм), о перенесенных заболеваниях и о привычных интоксикациях (курение, употребление спиртных напитков и т. д.).

Гинекологический анамнез

Анамнез в гинекологии помогает врачу сделать некоторые предварительные заключения, которые в дальнейшем подтверждаются либо опровергаются обследованием. Гинекологические анамнестические данные собираются по следующей схеме:

  • характер менструаций;
  • половая функция;
  • состояние органов репродукции;
  • сведения о ранее перенесенных инфекционных и воспалительных заболеваниях женской половой сферы;
  • детородная функция (количество беременностей, родов, абортов, самопроизвольных выкидышей);
  • оперативные вмешательства.

Некоторые заболевания представляют реальную угрозу нормальному функционированию женской половой системы. Диагноз ОГА, или отягощенный гинекологический анамнез, ставится в случае выявления у пациентки каких-либо ранее перенесенных патологических состояний. Об отягощенном анамнезе во время вынашивания ребенка свидетельствуют:

Анамнез и клиническое обследование больного

Диагностический процесс включает в себя следующие этапы: 1. сбор анамнеза; 2. Объективное исследование; 3. анализ полученной информации; 4. формулирование предварительного диагноза; 5. со­ставление плана обследования боль­ного; 6. трактовка полученных результатов обследования; 7. диффе­ренциальный диагноз; 8. форму­лирование окончательного диагноза.

Анамнез – начальный этап диагностического процесса состоит из выявления жалоб и их детализации; выяснения анамнеза жизни; полу­чения сведений о характере вскармливания, особенностях нервно-пси­хического развития, перенесенных заболеваниях, профилактических прививках, жилищно-бытовых условиях. Анамнез включает также информа­цию о возрасте, профессии родителей, национальности, месте прожи­вания, особенностях семейной патологии и т. д.

Начальный этап работы с больным ребенком и его родителями – выявление жалоб и признаков заболевания. Врач должен умело управ­лять процессом сбора информации, переключая внимание роди­телей с малозначимых деталей на основные проявления заболевания и его особенности. Чрезвычайно важным при сборе анамнеза является уже на самых ранних этапах диагностического процесса разграничение основных (главных, решающих и т. д.) симптомов заболевания от вто­ростепенных (малозначимых, вспомогательных и т. д.).

Условно разграничив полученную информацию на основную и второстепенную, необходимо уделить особенное внимание главным проявлениям заболевания и их особенностям. Именно на этом этапе чаще всего допускаются ошибки. Одна из самых частых ошибок -пре­небрежение детализацией жалоб и неспособность разграни­чить основ­ные и второстепенные проявления заболевания. Очень большое значе­ние имеет уточнение особенностей развития болезни, динамики появ­ления и исчезновения отдельных проявлений заболева­ния. Кропотли­вое выяснение взаимосвязи жалоб и клинических признаков с возрас­том, применяемым лечением, вскармливанием и т. д. очень часто ока­зывает неоценимую помощь при постановке диагноза. В ходе сбора анамнеза может оказаться так, что те проявления заболе­вания, которые вначале казались ведущими, по мере получения новой информации могут стать второстепенными, малозначимыми.

Уже на самых ранних этапах сбора анамнеза следует предположить возможное заболевание и вести сбор информации в свете заподозрен­ной патологии. Следует помнить, что для многих заболеваний сущест­вуют характерные особенности сбора анамнеза. Например, уточнение особенностей болевого синдрома у больного с подозрением на гастро­энтерологическую патологию (ритмичность болей, изменение харак­тера болей, интенсивность и др.) позволяет во многих случаях пред­положить или исключить язвенную болезнь. Отсутствие уточ­няющих вопросов по заподозренной патологии – одна из самых частых ошибок, допускаемых педиатрами. В то же время необходимо обратить внима­ние на недопустимость поспешных суждений о характере имею­щейся патологии, сделанных на основании небольшого количества фактов.

Сформулированная при сборе анамнеза диагностическая гипотеза, в ходе уточнения должна подтверждаться новыми данными.

Нередко у больного имеет место не одно, а несколько патологиче­ских состояний. В этой связи важно сгруппировать выявляемые жа­лобы не только по их важности для постановки диагноза, но и по их принадлежности к той или иной предполагаемой патологии.

Во многих случаях информация об особенностях течения бере­менности, ро­дов, периоде новорожденности, характере вскармливания, особенно­стях нервно-психического развития является настолько важ­ной, что часто существенно облегчает установление диагноза. Причем, чем младше возраст ребенка, тем более тщательным должен быть рас­спрос родителей по перинатальному анамнезу.

Даже подробно выявив данные анамнеза, необходимо правильно распорядиться полученной информацией. Неправильно интерпретиро­ванные данные анамнеза могут увести врача в строну от истинного диагноза. Следовательно, собранную информацию необходимо пра­вильно интерпретировать. Для того, чтобы избежать ошибок, необхо­димо анализировать полученную информацию в свете возрастной фи­зиологии и патологии, никогда не отбрасывать “выпадающую” из предварительной гипотезы информацию.

Именно в педиатрии многие диагнозы можно “сразу” установить после правильного сбора анамнеза. Нужно с уважением прислуши­ваться к мнению опытных педиатров, которые говорят о том, что ис­следования, в том числе и параклинические, часто являются только не­большим дополнением к хорошо собранному анамнезу.

В некоторых сложных случаях характер выявляемой информации не позволяет сразу даже предположить наличие какой-либо конкрет­ной патологии. В этом слу­чае необходимо, максимально полно про­ведя сбор анамнеза, перейти к объективному исследованию ребенка.

Объективное исследование больного во всех случаях является обязательным этапом диагностического процесса. Собственно схема объективного исследования хорошо известна даже начинающим педи­атрам. Объективное исследование ребенка всегда начинается с физи­кальных методов: осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации. Про­стота перечисленных методов является кажущейся. Только имея дос­таточные навыки, можно получить достоверную информацию. При осмотре больного важно соблюдать порядок исследования. Исследо­вание должно проводиться в таком порядке, чтобы не были пропу­щены отдельные органы и системы и чтобы исследования не вызывали у ребенка негативной реакции. Например, осмотр зева стоит проводить в последнюю очередь. Исследование живота, при подозре­нии на пато­логию лучше проводить после вхождения в контакт с ре­бенком, отвле­кающих действий. Пренебрежение порядком исследова­ния, игнориро­вание исследования тех или иных органов и систем – одна из самых частых ошибок, допускаемых на этом этапе диагности­ческого про­цесса.

Приступая к объективному обследованию больного, врач руково­дствуется той рабочей гипотезой, которую он сформулировал на осно­вании сбора анамнеза. Например, при подозрении на патологию сис­темы желчевыделения необходимо исследовать как можно больше симптомов, характерных для этой патологии (Егорова, Ляпине, Орт­нера, Кера и т. д.). В тоже время нельзя допускать одну из самых час­тых ошибок – ограничение объективного исследования рамками рабо­чей гипотезы.

Осмотр ребенка должен проводиться не только с учетом рабочей гипотезы, но и с учетом возраста. Игнорирование возрастных особен­ностей осмотра, неумение провести объективное исследование, напри­мер, новорожденного ребенка, неминуемо приведет или к неправиль­ной интерпретации информации, или (что чаще) к ее пропуску. Более подробно о физикальном исследовании см. в Методических рекомен­дациях “Непосредственное исследование здорового и больного ре­бенка”, Ставрополь, 1999г.

Полученная в ходе объективного исследования информация должна быть оценена в плане достоверности. Результаты анамнеза и объективного исследования должны быть сопоставлены и осознаны в виде картины заболевания. Нередко врачу приходится неоднократно вновь обращаться к анамнезу и объективному исследованию в свете выявления (появления) новых особенностей патологического про­цесса.

Результатом анализа данных анамнеза и объективного исследова­ния больного является предварительный диагноз. В тех случаях, ко­гда имеющаяся информация не позволяет сформулировать предвари­тель­ный нозологический диагноз, необходимо сгруппировать полу­ченную информацию в синдромы, выделить ведущий синдром или симптом и наметить такой план параклинического обследования, кото­рый бы по­зволил или подтвердить предварительный нозологический диагноз, или провести дифференциальную диагностику ведущего син­дрома или симптома для установления окончательного диагноза.

Дата добавления: 2015-04-10 ; просмотров: 6952 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Анамнез – начальный этап диагностического процесса состоит из выявления жалоб и их детализации; выяснения анамнеза жизни; полу­чения сведений о характере вскармливания, особенностях нервно-пси­хического развития, перенесенных заболеваниях, профилактических прививках, жилищно-бытовых условиях. Анамнез включает также информа­цию о возрасте, профессии родителей, национальности, месте прожи­вания, особенностях семейной патологии и т. д.

Анамнез – что это за метод диагностики, как проводят сбор данных о заболевании для постановки диагноза

В зависимости от сведений, полученных врачом в ходе диагностического опроса пациента, формулируется предварительное заключение о природе недуга. По этой причине для обоих участников процесса в равной степени важно провести информативную беседу.


Постановка точного диагноза нередко требует выявления индивидуальных особенностей больного. Подобная информация входит в число данных анамнеза жизни, или anamnesis vitae. В рамках этого раздела врач получает сведения относительно физического, социального и психологического развития пациента. При ситуации, требующей неотложной помощи, выясняется только основная информация, которая необходима для постановки диагноза и адекватного лечения. Выделяют следующие виды anamnesis vitae:

Методы обследования детей раннего возраста у стоматолога

Методика клинического обследования ребенка предусматривает последовательный опрос родителей и осмотр ребенка, причем приоритет опроса родителей или осмотра ребенка с возрастом меняется.

Клиническое обследование начинается с опроса родителей и предусматривает:

I. Генеалогический анамнез:

Буквенные обозначения стоматологических заболеваний матери, отца, других родственников: К – кариес; Р – заболевание пародонта; АРЛ – аномалии развития лица и челюстей; АТТ – аномалии твердых тканей зуба; АП – аномалии прикуса; AM – аномалии прикрепления мягких тканей; НО – наличие опухолей. Заключение: имеется наследственная предрасположенность:
– к кариесу
– к заболеваниям пародонта
– к аномалиям прикуса
– к опухолям
– к наследственным порокам

II. Хронические заболевания матери:

а) эндокринопатии: сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, заболевания надпочечников,

б) сердечно-сосудистые: пороки сердца, гипертония, гипотония и др.,

в) заболевания почек: нефрит и др.,

г) желудочно-кишечные заболевания: гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, колит и др.,

д) заболевания печени и желчного пузыря: гепатит, холецистит и др.,

е) болезни крови: анемия и др.

III. Острые инфекционные заболевания матери, перенесенные в течение беременности.

IV. Лекарственные препараты, которые получила мать во время беременности (антибиотики, гормоны, сульфаниламиды, барбитураты, салициловая кислота и др.).

V. Производственные вредности у матери во время беременности (химическое производство и др.).

VI. Вредные привычки у родителей (курение, алкоголь и др.).

VII. Акушерско-гинекологический анамнез:

1, 2, 3 беременность; 1, 2, 3 роды по счету; беременность доношенная, недоношенная, переношенная; исход предыдущих беременностей.

Читайте также:  Ирригатор полости рта для чистки зубов: отзывы и мнения специалистов

VIII. Патология беременности и родов:

а) токсикоз I половины беременности (рвота, слюнотечение, дерматозы, хорея беременных, острая желтая атрофия печени, бронхиальная астма, остеомаляция и др.);

б) токсикоз II половины беременности (водянка, нефропатия, преэклампсия, эклампсия, гипертония и гипотония беременных и др.);

в) кровотечение, анемия;

д) осложнения в родах (аномалии родовой деятельности, предлежание плаценты, лицевое предлежание плода, гипоксия плода, родовспоможение с использованием акушерских щипцов, вакуум-экстракции, кесарева сечения).

IX. Развитие ребенка (оценка по шкале Апгар):

а) длина, масса при рождении, начал держать голову с. мес, сидеть с. мес, ходить с. мес,

б) характер вскармливания (грудное до. мес, искусственное с. мес, кормление из ложки с. мес, питье из чашки с. мес, переход на жесткую пищу с. мес);

в) заболевания, перенесенные ребенком на первом году жизни (внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь, стафилококковая инфекция, пневмония, ОРВИ, экссудативный диатез, диспепсия, рахит);

г) группа здоровья: I, II, III, IV, V.

X. Стоматологический статус:

а) внешний осмотр: лицо пропорционально, симметрично, асимметрично, имеет пороки развития (расщелина губы, неба, аномалия строения отдельных частей лица, свищи, новообразования (гемангиома, неуточненное);

б) преддверие полости рта (мелкое, среднее, достаточной глубины), уздечка верхней губы (нормальная, аномалия размеров, прикрепления), уздечка нижней губы (нормальная, аномалии размеров, прикрепления), уздечка языка (нормальная, аномалии размеров, прикрепления);

в) слизистая оболочка полости рта: цвет, влажность;

г) язык (розовый, влажный, гладкий, складчатый, обложен, наличие очагов десквамации);

д) форма альвеолярных отростков (полукруглая, форма эллипса, трапециевидная);

е) соотношение челюстей: по сагиттали (нейтральное, нижняя челюсть располагается впереди, сзади или на одном уровне с верхней челюстью), по вертикали (наличие щели между десневыми валиками более 3 мм, плотный контакт между десневыми валиками), по
трансверзали (правильное, уменьшение или увеличение размеров и ширины челюстей);

ж) прорезывание зубов (норма, преждевременное, запоздалое, парное, непарное, последовательность прорезывания;

з) состояние твердых тканей зуба: цвет – белый, желтый, серый, форма зубов – правильная, измененная; гипоплазия, гипоплазия, осложненная кариесом, гипоплазия, сочетанная с кариесом; аплазия и другие пороки развития зубов;

и) функции: дыхание (носовое, ротовое, смешанное), глотание (инфантильное, соматическое), жевание (активное, ленивое);

к) вредные привычки (сосание пальцев, языка, щеки, предметов, прикусывание губ, щек, подкладывание кулачка под щеку во время сна);

л) пользование пустышкой (не пользуется, пользуется постоянно, ограниченно) до какого возраста.

Этапный эпикриз (составляется каждые полгода)

1. Возраст в момент составления эпикриза

2. Количество заболеваний, перенесенных ребенком за истекший период .

3. Пороки развития лица (есть, нет)

4. Отклонения в формировании прикуса (есть, нет, без изменений, саморегуляция, коррекция, усугубление)

5. Аномалия прикрепления мягких тканей (есть, нет, устранена, не показано устранение)

6. Новообразования (есть, нет). Гипоплазия (есть, нет, без изменений, стабилизация,
ухудшение)

7. Индекс кпу, прирост интенсивности кариеса по кпу, кп полостей.

8. Проведенное лечение.

9. Рекомендовано употребление в пищу, уход за зубами

10. Профилактические меры по предупреждению: кариеса, аномалий прикуса

11. Лечение у стоматолога, хирурга, ортодонта, терапевта

12. Лечение у педиатра другого профиля

Этот план анамнеза и исследования ребенка достаточно объемный. Однако многие его части могут заполняться медицинской сестрой или самой мамой до, после или во время осмотра ребенка врачом.

Во время беседы врача или медицинской сестры с мамой очень важно внимательно наблюдать за ребенком, т. к. с этого момента начинается осмотр ребенка и в непринужденной обстановке легко выявить его вредные привычки (сосание пальца, пустышки и др.), нарушения функции дыхания, глотания и т. д.

Осмотр ребенка в возрасте до 6 месяцев следует проводить в положении лежа, а после 6 месяцев – в положении сидя на коленях матери, сидящей на стуле или в стоматологическом кресле.

Результаты клинического обследования ребенка позволяют выделить 3 диспансерные группы:

I группа – здоровые дети,

II группа – здоровые дети с факторами риска возникновения стоматологических заболеваний,

III группа – дети, имеющие заболевания, пороки развития, отклонения в формировании.

г) группа здоровья: I, II, III, IV, V.

Анамнез в стоматологии

Анамнез в стоматологии представляет собой один из методов диагностики заболевания, расспрос, получение информации от пациента. В первую очередь, это фамилия, имя, дата рождения, информация о хронических и перенесенных заболеваниях, физиологические показатели (рост, вес, артериальное давление), у женщин – информация о беременности, лактации.

Если пациентом является ребенок, то его родителям обычно предлагается ответить на вопросы о характере течения беременности, ранних годах развития (соответствие развития существующим нормам, данные об особенностях вскармливания, перенесенных заболеваниях, вакцинации).

Именно анамнез – это первый этап предварительной постановки диагноза, момент, когда стоматолог получает информацию о цели визита к нему пациента. Описание характера жалоб, собственных ощущений, длительности проявления тех или иных симптомов – все это входит в понятие сбора анамнеза. Врача могут интересовать и предполагаемая пациентом этиология заболевания.

Как правило, пациенты концентрируются на собственных ощущениях, а потому специалисту нужно обладать искусством останавливаться на важных для постановки диагноза деталях анамнеза, уделяя меньшее внимание оценкам субъективного характера со стороны больного. Последние обычно жалуются на боль, а задача стоматолога – установить характер боли (тупая, острая, ноющая, слабая, сильная), время возникновения, периодичность приступов, их периодизацию, выявить факторы, способствующие усилению и стиханию боли. Врача, как правило, интересует, какие профилактические меры проводились пациентом. Если последний обратился по поводу острой стадии стоматологического заболевания, обязателен вопрос о способах самоомощи, что оказывал себе пациент до посещения стоматологической клиники.

Не менее важно для врача установить, какие из серьезных или аналогичных настоящему перенес пациент, какие лечебные меры предпринимались, каков был результат. Обязательно нужно поведать врачу о хронических, а также имеющихся в роду пациента заболеваниях. Поскольку большинство из недугов обусловлены условиями жизни, труда, дантист будет задавать вопросы, касаемые этих сфер жизни. В первую очередь это сведения о регионе проживания (это позволяет выявит, не испытывают ли зубы дефицита фтора), рацион пациента (особенно в период прорезывания зубов и смены прикуса), особенностях жевательного процесса (на какой из сторон челюсти пациент предпочитает пережевывать пищу).

Съемные и несъемные ортопедические конструкции также могут стать причиной тех или иных заболеваний. О наличии подобных систем стоматолог также обязан спросить. Так, язвы могут быть вызваны некачественно подогнанным протезом. Глосситы, чувство жжения, онемения, появление пузырьков и язвочек может стать свидетельством аллергической реакцией на металлические сплавы или пластиковый базис протеза.

Доказано, что в ряде случаев экстирпация зуба и дальнейшая длительная адентия приводят к изменениям зубочелюстной системы. Неудивительно, что при сборе анамнеза стоматолог поинтересуется, не удаляли ли пациенту коренные зубы, если да – то не наблюдал ли он изменений в связи с этим. Особенно часто неприятные последствия экстирпации испытывают пациенты, страдающие сахарным диабетом, атеросклерозом, язвенной болезнью.

Стоматолог также должен выяснить, не имеет ли пациент вредных привычек (например, курение, привычка прикусывать губы, слизистые, канцелярские предметы – у взрослых, использование пустышки долгое время, сосание пальцев – у детей). Следующий этап сбора анамнеза – получение сведений относительно предыдущих приемов стоматолога, особенностях проводимых манипуляций и реакции организма пациента на них. При появлении аллергических реакций в ответ на предыдущее лечение, об этом обязательно следует сообщить врачу.

Анамнез не должен представлять собой свободную беседу, уходить от темы. Врач обязан расспрашивать пациента четко, не вкладывая в свои вопросы возможные варианты ответов. После изложения пациентом определенных сведений, допустимо задать ему уточняющие, целенаправленно поставленные вопросы. Пациенту должны быть понятны последние (следует избегать профессиональных терминов), он должен ощущать заинтересованность врача.

При сборе анамнеза недопустимо передавать инициативу пациенту, довольствуясь лишь тем, что он сам расскажет. Следует помнить, что анамнез – это опрос, вести который должен специалист.

Функции анамнеза в стоматологии

Анамнезом, как уже было указано, называется процесс сбора сведений о состоянии здоровья пациента. Он необходим для составления более полной картины заболевания, назначения наиболее оптимального метода лечения.

Анамнез и его анализ позволяют избежать опасных последствий, например, лекарственной аллергии, изменения артериального давления после введения того или иного анестетика (например, людям с проблемами сердечно-сосудистой системы, а также пациентам после инфаркта, коронарного шунтирования противопоказаны анестетики, в составе которых имеется адреналин).

Съемные и несъемные ортопедические конструкции также могут стать причиной тех или иных заболеваний. О наличии подобных систем стоматолог также обязан спросить. Так, язвы могут быть вызваны некачественно подогнанным протезом. Глосситы, чувство жжения, онемения, появление пузырьков и язвочек может стать свидетельством аллергической реакцией на металлические сплавы или пластиковый базис протеза.

Условия сбора анамнеза

Сбор анамнестических данных следует начать с создания благоприятных условий. Клиническое обследование больного (объективное и субъективное) осуществляется при следующих условиях:

  • Помещение, в котором проводится обследование, должно быть чистым, хорошо проветриваемым и освещенным, с благоприятным микроклиматом. В помещении должно быть тихо, без посторонних лиц.
  • Профессиональный вид врача должна соответствовать определенным требованиям: чистый, выглажена белый халат, белая шапочка, подходящую обувь. Для объективного обследования могут понадобиться перчатки.
  • Соблюдение медико-профессионального этикета. Вопрос следует задавать тактично, с учетом интеллектуального уровня пациента.
  • Врач должен занимать положение, называется классическим, или академическим: врач находится справа от пациента, лицом к нему.
  • Установление доверительных отношений между врачом и пациентом обеспечивает успешность обследования и лечения.

Несомненным условием успеха является целенаправленная детализация жалоб больного или его родителей, учета их сочетание, и безусловно знания клинической картины заболевания при различных инфекциях.

Методика стоматологического осмотра

Методы обследования пациента – это приемы, способы, используемые врачом для установления болезни или физиологического состояния организма. Методы обследования можно разделить на две большие группы: клинические и дополнительные или специальные, т.е. инструментально-лабораторные. Каждая из этих групп методов обследования включает ряд более частных методов и конкретных методик – расспрос или анамнез, осмотр, пальпация, зондирование, перкуссия, большое количество биофизических и биохимических методов.

Обследование пациента проводится в стоматологическом кабинете и спокойной обстановке, внушающей ему доверие к врачу. Если пациент ребенок, врач знакомится с ребенком и его родителями. Перед обследованием необходимо отрегулировать кресло, чтобы пациент принял правильное и удобное положение. Лучше всего проводить обследование при естественном рассеянном освещении (особенно при изучении состояния слизистой оболочки полости рта). Искусственное освещение должно быть направлено на область рта, чтобы не слепить и не раздражать пациента. Для обследования используют стерильный смотровой набор инструментов в лотке (стоматологическое зеркало, зонд, пинцет). Непосредственно перед обследованием пациента врач обрабатывает руки.

Читайте также:  От зуба воспалился лимфоузел

При обследовании пациента существует определенный порядок. Клиническое обследование слагается из двух этапов:

опрос – выяснение жалоб, истории жизни и истории болезни;

объективное исследование – исследование при помощи физических методов (осмотр, пальпация, зондирование, перкуссия).

Каждый этап клинического обследования проводится в определенной последовательности. Опрос состоит из трех частей:

сбор анамнеза жизни;

сбор анамнеза заболевания.

Жалобы могут быть разнообразны, чаще всего они связаны с появлением болевых ощущений, деформаций или дефектов, функциональных и эстетических нарушений в челюстно-лицевой области. Если обследование проводится в профилактических целях, жалобы могут отсутствовать.

Анамнез жизни проводится путем расспроса о хронических заболеваниях пациента, перенесенных травмах и операциях.

Анамнез жизни ребенка собирается в основном в результате беседы с родителями. В первую очередь необходимо узнать возраст ребенка (месяц и год рождения). Далее выясняется:

1) наследственная предрасположенность: на кого похож ребенок и каково состояние зубочелюстной системы у ближайших (а если необходимо, то и у отдаленных) родственников;

2) хронические заболевания матери;

3) акушерско-гинекологический анамнез матери: беременность по счету, роды по счету; острые инфекционные заболевания матери, перенесенные в течение беременности; лекарственные препараты, получаемые матерью в период беременности; производственные вредности у матери; патология беременности и родов: токсикоз первой половины беременности (рвота, дерматозы, хорея, острая желтая атрофия печени, бронхиальная астма, остеомаляция и др.), токсикоз второй половины беременности (водянка, нефропатия, преэклампсия, эклампсия, гипертония и гипотония беременных и др.); кровотечения и анемия; угроза выкидыша; осложнения при родах (аномалии родовой деятельности, предлежание плаценты, лицевое предлежание плода, гипоксия плода, родовспоможение с использованием акушерских щипцов, вакуумэкстракция, кесарево сечение);

4) развитие ребенка: длина, масса при рождении, возраст, когда начал держать голову, сидеть, ходить, говорить, вид и сроки вскармливания (грудное, искусственное, смешанное), сроки прикорма, перехода на жесткую пищу; заболевания, перенесенные ребенком на первом году жизни (внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь, стафилококковая инфекция, пневмония, ОРВИ, экссудативный диатез, диспепсия, рахит и др.); лекарственные препараты, которые ребенок получал на первом году жизни; сроки начала прорезывания временных зубов, сроки и характер смены зубов, перенесенные и сопутствующие заболевания, вредные привычки;

5) бытовые условия жизни ребенка: питание (режим потребления сладостей, качество и консистенция пищи), образ жизни (режим труда и отдыха, физическая культура);

6) санитарная культура дома (уровень санитарно-гигиенических знаний ребенка и родителей);

7) характер нейропсихических реакций (характер и темп дыхания, положение головы во время сна, поведение, успеваемость, увлечения).

Анамнез заболевания. Если есть жалобы, то выясняют время их появления, изменение характера жалобы во времени (динамика), выясняют, с чем пациент связывает появление заболевания, что предпринималось и с каким результатом.

Анамнез заболевания ребенка записывается со слов родителей. Дополнительно, а также в случае отсутствия жалоб необходимо выяснить, ухаживает ли ребенок за своими зубами, пользуется ли он зубной щеткой, зубной пастой. Детально выяснить, каковы предметы, средства, и методы гигиены полости рта ребенка. Узнать, лечил ли он зубы или другие заболевания полости рта.

Вторым этапом клинического обследования пациента является объективное исследование.

Обследование начинают обычно с определения общего состояния организма. Внешний осмотр пациента начинается с момента появления его в кабинете. Определяются физическое и психоэмоциональное состояние, конституционный тип развития (гиперстенический, астенический, нормальный).

В процессе осмотра ребенка обращается внимание на состояние опорно-двигательного аппарата; может быть изменение осанки, искривление костей конечностей, деформация позвоночника. Осмотр головы позволяет определить резко выраженные нарушения положения, величины и формы головы, состояние волосяного покрова.

Методом пальпации определяется состояние лимфатических узлов (шейных, подчелюстных, подбородочных). Если лимфатические узлы пальпируются, то необходимо отметить их величину, болезненность, консистенцию, подвижность.

Определение стоматологического статуса начинают с исследования конфигурации лица и состояния его наружных покровов. Определяют симметричность правой и левой половины лица; цвет кожных покровов, их эластичность; наличие рубцов, их характер, форму; выраженность носогубных и подбородочных складок; соотношение высоты среднего и нижнего отделов лица (в норме примерно равны); в профиль – выступание или западение, переднее или заднее положение отдельных частей лица (губ, подбородка, нижней или средней части лица). Могут быть установлены асимметрия лица, увеличение или уменьшение высоты нижнего отдела лица по сравнению с высотой среднего отдела, переднее или заднее положение, или смещение в сторону отдельных частей лица, сглаженность или выраженность, углубление носогубных складок.

Оценивают развитие и состояние органов чувств, расположенных на лице (уши, глаза, нос).

Отдельно необходимо провести исследование нижней челюсти: визуально определить форму, симметричность обеих ее половин, величину, наличие неровностей, утолщений, приобретенных и врожденных деформаций, пальпаторно определить характер поверхности утолщения или опухоли (гладкая, бугристая), консистенцию (плотная, упругая, мягкая).

О состоянии височно-нижнечелюстного сустава в определенной мере можно судить по степени открывания рта и боковых движений нижней челюсти. Индивидуальную норму открывания рта предложено определять по ширине 3 пальцев пациента (указательного, среднего и безымянного). В норме при открывании рта движение нижней челюсти плавное, без боковых смещений, средняя линия нижней челюсти не отклоняется от средней линии лица. Боковые движения нижней челюсти в обе стороны плавные, на равные расстояния.

Далее осматривают и пальпируют область сустава и наружный слуховой проход: может быть припухлость, гиперемия, болезненность. Подушечки средних пальцев устанавливают впереди козелка уха и при открывании, закрывании рта, при боковых движениях челюсти устанавливают степень подвижности головок нижней челюсти, появление при этом болезненности, хруста или щелканья. У здорового пациента головки нижней челюсти при экскурсии пальпируются с обеих сторон, экскурсия безболезненна, симметричная, плавная, без патологических шумовых явлений.

Существенное значение имеет состояние губ. Следует обратить внимание на величину ротовой щели и характер смыкания губ (сомкнуты, не сомкнуты, спокойное, напряженное смыкание), в норме линия смыкания губ параллельна зрачковой линии, углы губ чистые, сухие, на одном уровне. Контур красной каймы губ целостный, правильный («дуга купидона»). Слизистая губ бледно-розовая, сухая, чистая, гладкая.

Следующий этап – исследование полости рта, которое, в свою очередь, делится на две части:

осмотр преддверия полости рта;

осмотр собственно полости рта.

Преддверие осматривают при сомкнутых зубах. В норме слизистая оболочка преддверия бледно-розовая, влажная, чистая, без патологических изменений. Затем осматривают выводные протоки околоушных слюнных желез, которые находятся на уровне первого или второго моляра верхней челюсти. Стоматологическим зеркалом оттягивают вперед и несколько кнаружи угол рта. Слизистая оболочка выводных протоков в норме не изменена. Контур вестибулярной десны, соотношение формы десен, зубов и межзубных промежутков не нарушены, ткани плотные, упругие. После прорезывания зубов может быть установлено правильное или низкое прикрепление уздечки верхней губы (ниже уровня шеек центральных резцов), правильное или высокое прикрепление уздечки нижней губы (выше уровня шеек центральных зубов), мелкое преддверие полости рта (менее 5 мм в сочетании с побледнением маргинальной десны и межзубных сосочков при оттягивании губы). При этом уздечки губ могут быть укорочены, утолщены. Затем пациента просят сомкнуть зубы и проглотить слюну. В этом положении оценивают прикус (соотношение зубных дуг в центральной окклюзии). Соотношение определяется по участкам и направлениям. Участков 3: два боковых и фронтальный. Направлений тоже 3: сагиттальное (переднезаднее), вертикальное и трансверзальное (поперечное). Физиологические виды прикуса: ортогнатический, прямой, бипрогнатический, физиологический прогенический (с отсутствием сагиттальной щели во фронтальном участке), глубокое резцовое перекрытие. Аномальные (патологические) виды прикуса: прогнатический, прогенический, глубокий, открытый, латерогнатический, латерогенический. Для физиологических видов прикуса характерны полноценная функция и хорошая эстетика. Зубы не должны выступать из зубной дуги, должны плотно контактировать друг с другом апроксимальными поверхностями, образуя контактные пункты. На верхней челюсти в постоянном прикусе форма зубной дуги полуэллипс, на нижней челюсти – парабола, во временном прикусе – полукруги.

Собственно полость рта осматривают при широко открытом рте. Осмотр при помощи шпателя позволяет оценить состояние небных миндалин. В норме слизистая оболочка рта бледно-розовая, влажная, чистая, без патологических изменений. Контур оральной десны, соотношение формы десен, зубов и межзубных промежутков не нарушены.

Небо по форме и глубине визуально определяется как нормальное, глубокое, плоское, очень глубокое и узкое «готическое».

Язык в норме не имеет отпечатков зубов, подвижен, при широко открытом рте кончик языка упирается в верхние передние зубы (если нет, то может быть короткой уздечка языка), уздечка языка прикрепляется к альвеолярной части нижней челюсти на уровне дна полости рта (если выше – патология, «парус»). Слизистая спинки языка розовая, чистая, влажная, без складок и участков ороговения.

Далее приступают к осмотру зубов и записи зубной формулы с обозначением состояния зубов. Следует соблюдать определенный порядок осмотра зубов, который предусматривает последовательность и исключает пропуски. В настоящее время принято осмотр начинать с последнего зуба верхней челюсти справа, далее – влево все зубы верхней челюсти, затем слева направо все зубы нижней челюсти, заканчивая осмотр последним зубом нижней челюсти слева. Для краткости записи состояния зубов обычно пользуются, так называемой, зубной формулой. В графической числовой зубной формуле каждый зуб челюсти имеет свой порядковый номер. Нумерация начинается с центрального резца и заканчивается третьим моляром. Графическая часть формулы имеет крестообразный вид с короткой вертикальной линией, разделяющей зубы челюстей на левые и правые, и более длинной, отделяющей зубы верхней челюсти от зубов нижней челюсти. Постоянные зубы записываются арабскими цифрами, временные – римскими.

Методом пальпации определяется состояние лимфатических узлов (шейных, подчелюстных, подбородочных). Если лимфатические узлы пальпируются, то необходимо отметить их величину, болезненность, консистенцию, подвижность.

Ссылка на основную публикацию